«Садко» поставили в натуральных декорациях

13.06.2011, 19:18

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня»

Примерно три тысячи жителей и гостей Великого Новгорода сейчас слушают оперу Римского-Корсакова, полностью погрузившись в атмосферу XII века.

Тысячи жителей и гостей Великого Новгорода, полностью погрузившись в атмосферу XII века, в эти минуты слушают оперу Римского-Корсакова «Садко». Путешествие в Древнюю Русь им устроил худрук Мариинского театра Валерий Гергиев, который решил перенести оперу на ее историческую родину — в новгородский Кремль. Туда, где и разворачивались известные события.

Корреспондент НТВ Илья Федосов побывал на генеральной репетиции действа.

Новгородские купцы, старшины и воеводы переодеваются и гримируются. Рядом — представители морского царства доводят свои сценические наряды до совершенства. Спектакль начнется с минуты на минуту, публика увидит классическую оперу «Садко» в новгородском Кремле, прямо у стен собора Святой Софии.

А несколько часов назад на репетиции можно было увидеть совсем другого Садко. Не было пышных нарядов, и новгородский люд в сцене ярмарки танцевал в куртках и джинсах, но все это удивительным образом сочеталось с атмосферой новгородского Кремля.

Репетиция позволяет не только понять, насколько современен сюжет оперы, но и проникнуть в так называемую оперную кухню. Неслучайно самый известный в среде классических музыкантов анекдот связан именно с процессом репетиции «Садко». Именно в опере «Садко» Римский-Корсаков использовал редкий музыкальный размер — 11 четвертей. Не привыкший к этому хор постоянно сбивался, и тогда дирижер сказал артистам: «А вы просто пойте про себя „Римский-Корсаков совсем с ума сошел“. Получится 11 четвертей». И дальше дело пошло.

Для того чтобы придать опере масштаб и былинность, композитору пришлось использовать не только размер 11 четвертей, но и большое количество действующих лиц. Две сотни человек на сцене плюс оркестр грандиозно смотрятся на сцене Мариинского театра, но рядом с собором Святой Софии действие напоминает обычную уличную сценку.

Виктор Луцюк, исполнитель партии Садко: «Мы могли на сцене Мариинского театра спеть малозначительно „Славен Новгород!“, живешь же в Питере. А здесь, если ты скажешь „Славен Новгород!“, то это уже пропускаешь уже действительно через то, что есть в реале».

История новгородского гусляра, который мечтал стать купцом, хитрым образом выиграл пари на большую сумму, влюбился в дочь морского царя, будучи женат, и спускался с концертом на дно морское, вполне органично смотрится в наше время. Кстати, жену Садко для варианта open air из оперы убрали, чтобы сделать спектакль менее продолжительным. Морская царевна Волхова стала чувствовать себя на сцене намного увереннее.

Татьяна Павловская, исполнительница партии Волховы: «Очень комфортно, хорошо, когда есть одна заглавная в главной роли. Это очень вдохновляет. И я была очень рада этому предложению и с удовольствием, конечно, приступила к ее изучению, потому что сказка необычайно красивая, яркая. Мы с детства все ее знаем досконально, такой русский Синдбад».

Спектакль продлится около четырех часов. Для того чтобы для зрителей погружение в атмосферу сказочной новгородской старины было полным, все входы в новгородский Кремль до поздней ночи будут перекрыты. На их охрану уже заступили служивые люди нашего времени — подразделения новгородской полиции.

Читайте также