Обязательства Анкары и сирийские беженцы: о чем будут говорить Путин и Эрдоган

05.03.2020, 08:23

Видеосюжет: Михаил Плахотник
Видео программы «Сегодня»

За обострением ситуации в Идлибе с пристально следят в Европе, ведь именно Старый Свет может пострадать от действий Анкары, которая открыла границы для беженцев с Ближнего Востока. В результате на Запад через Турцию хлынул неконтролируемый поток мигрантов. Речь идет о десятках тысяч человек. Ожидается, что во время переговоров в Москве Владимир Путин и Реджеп Эрдоган обсудят эту проблему.

Главная повестка сирийского вопроса — поток заявлений последних дней от Анкары, Дамаска и Евросоюза. Складывается впечатление, что согласие у Эрдогана есть только с Соединенными Штатами, у которых турецкий президент запросил военную помощь. По поводу мигрантов турецкий лидер заявляет, что они свободны и могут идти куда хотят. Часть европейских лидеров недоумевает: а как же договоренности? Федеральный канцлер и вовсе Австрии прямо говорит, что люди бегут не из Идлиба, а из Турции, все это шантаж. Эрдоган парирует, мол, нечестно себя ведет Европа.

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Мы призываем все страны ЕС и в частности Грецию уважительно относиться к беженцам, прибывшим на их территории, в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека».

Евросоюз разделился во мнениях. Европейский комиссар по внутренним делам уверяет, что Эрдоган в этом неправ, но ему нужно помогать.

Ильва Йоханссон, европейский комиссар по внутренним делам: «Мы по-прежнему оказываем поддержку более чем 1,7 миллиона беженцев в Турции и будем продолжать это делать. Необходимо, чтобы Турция, на территории которой проживает самое большое количество беженцев, получала поддержку со стороны ЕС. Сейчас необходимо вернуться к диалогу с Турцией о том, как мы можем продолжить выполнять наши обязательства по этому соглашению».

Греческие власти говорят о 25 тысячах мигрантов, Турецкая сторона говорит уже о 130 тысячах нелегалов, а президент Эрдоган о том, что речь будет идти о миллионе. По данным российских военных, с начала года из Идлиба на территорию Турции переместились не более 35 тысяч человек, в зону военной операции «Оливковая ветвь» — еще 50 тысяч, в приграничные с Турцией районы — не более 100 тысяч человек. Официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков подчеркивает, ситуация в Идлибе стала очередным моментом истины. Тот факт, что Анкара перебросила в зону деэскалации большую группировку сил, Конашенков назвал демонстративным нарушением международного права.

Елена Супонина, советник директора Российского института стратегических исследований: «Турция накаляет обстановку. Наверное, так Эрдоган понимает подготовку к переговорному процессу. Накаленной риторикой он хочет усилить свои переговорные позиции».

«Очевидно, что Эрдоган бросил все свои силы, конечно, по указке американцев. В этом нет сомнений», — с таким заявлением выступил президент Сирии Башар Асад. При этом он подчеркнул, что конфликт между Дамаском и Анкарой нелогичен. «Какое враждебное действие, большое или малое, Сирия совершила против Турции? Его нет», — говорит Асад.

Впрочем, согласия Эрдогану не удается добиться и у себя в стране. В боях уже не только турецкая армия, но и турецкий парламент. Дерутся депутаты президентской и оппозиционной партий. Потасовка стала результатом спора последних дней о том, кто именно «бесчестный, позорный, низменный и коварный» — Эрдоган из-за ведения боевых действий в Идлибе или оппозиционеры из-за того, что ставят под сомнение эту военную операцию.

Говоря о предстоящем разговоре Путина и Эрдогана, пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков уже сообщил, что «Москва сохраняет приверженность сочинским договоренностям», а что именно ответит турецкий лидер Москве — вопрос открытый.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также