«Особый взгляд» каннского жюри

21.05.2011, 19:13

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

Сегодня вечером в Каннах назовут победителей второй по значимости программы фестиваля — «Особый взгляд».

Сегодня вечером в Каннах назовут победителей второй по значимости программы фестиваля — «Особый взгляд». Эти картины судило жюри во главе с Эмиром Кустурицей. Один из конкурсантов — фильм «Елена» Андрея Звягинцева — завершит сегодняшнюю церемонию.

А обладателей главного приза — «Золотой пальмовой ветви» — объявят в воскресенье. Кинокритики сейчас составляют список фаворитов, временно отвлекшись от освещения скандалов и пересудов, на которые так богат нынешний фестиваль.

Обозреватель НТВ Вадим Глускер передает из Канн.

Чем запомнятся нынешние Канны? Отсутствием беременной Карлы Бруни, сыгравшей эпизодическую роль у Вуди Аллена. Присутствием только что перенесшего инсульт Жан-Поля Бельмондо, которого кинофестиваль чествовал на специальном вечере, и изгнанием Ларса фон Триера за апологию нацизма. О большом кино, которое должно быть награждено по заслугам, все даже как-то позабыли.

Персона нон грата — провокатор Фон Триер, — оказывается, Лазурный берег так и не покинул. Сообщения о том, что он сел на свой автомобиль, так как не летает самолетами и ненавидит поезда, и спешно уехал из Канн, не соответствуют действительности. Он по-прежнему в 10 километрах от фестиваля, на одной из вилл ожидает решения жюри, тайно надеясь, что «Меланхолия» — пожалуй, лучший фильм нынешнего фестиваля — если и не получит «Золотую пальму», то уж хотя бы не лишит великолепную Кирстен Данст приза за лучшую женскую роль.

Если не Кирстен Данст, то тогда Тильда Суинтон за роль в фильме «Надо поговорить о Кевине». Что касается лучшей мужской роли, то здесь в числе фаворито Шон Пенн, сыгравший стареющую рок-звезду в первом англоязычном фильме Пауло Сорентино «Должно быть где-то здесь», и Антонио Бандерас в роли пластического хирурга в фильме Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу». Бандерас вернулся к Педро Альмодовару после того, как снялся в первый раз — и именно у него — 21 год назад.

Антонио Бандерас, актер: «Соединенные Штаты мне многое дали. Я сделал карьеру в Голливуде. Но я должен вернуться к истокам, снова почувствовать риск. С Альмодоваром — это как прыжок с парашютом. Прыгая, постоянно думать, откроется парашют или нет!»

«Кожа, в которой я живу» Педро Альмодовара — еще один претендент на «Золотую пальму». Великий испанец впервые снял психологический триллер, где есть, пожалуй, все: секс, инцест, перемена пола и убийства. При этом в фильме много хулиганского юмора, а костюмы и декорации Жана-Поля Готье сделали «Кожу» самым дизайнерским фильмом фестиваля.

Елена Анайя, актриса: «Я не хочу говорить, о чем фильм. Я хочу, чтобы зритель сам все понял. У персонажей несколько слоев кожи. И столько силы, смелости! Есть все, чтобы сопротивляться агрессии. И это очень красиво».

Не стоит сбрасывать со счетов и философскую притчу Теренса Малика «Древо жизни», которую продюссировал Брэд Питт, сыгравший в ней и главную роль вместе с тем же Шоном Пеном. Фильм, который ждали еще к прошлым Каннам, был готов только сейчас, и Малик, создав удивительные образы, по мнению кинокритиков, самые эстетские за всю историю мирового кинематографа, и показав за 2 часа 17 минут экранного времени эволюцию человечества, вполне может рассчитывать на главный приз.

Ну а сегодня вечером будет объявлен победитель в параллельном конкурсе фестиваля «Особый взгляд», и за него борются сразу две российские картины — «Охотник» Бакурадзе и «Елена» Андрея Звягинцева. Звягинцев впервые снял понятное кино на актуальную тему, не отказавшись от своей излишней образности и двусмысленности.

Андрей Звягинцев, режиссер: «„Елена“ значительно проще для понимания. Она очень проста. Там совершенно ясная конструкция. Каждый мотив поведения каждого персонажа ясен, понятен, внятен и совершенно точно, четко артикулирован».

Четыре месяца каннские отборщики убеждали Андрея Звягинцева, что его фильм будет в основном конкурсе. Но, как выяснилось, «Елена» не вписалась в тренд нынешних Канн, когда в конкурсных фильмах если смерть, то излишняя жестокость, а если история семьи, то обязательно с инцестом и педофилией. А «Елена» по всем либеральным европейским нормам — просто реакционная картина.

Читайте также