Законны ли вердикты, вынесенные Петербургу?

19.05.2011, 17:01

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Градозащитники добились принципиального для себя решения. Администрация города ликвидировала экспертную комиссию Гринберга, которая выдавала заключения на снос зданий.

Смольный наконец выполнил одно из девяти требований градозащитников. Экспертная комиссия под руководством Вадима Гринберга ликвидирована.

На счету этой организации — выдача разрешений на снос исторических зданий. Таким образом, группа Сокурова — в нее входят градозащитники, лидером которых является известный режиссер, — добилась принципиального для себя решения.

Корреспондент НТВ Катерина Правдина о том, как выводы нелегитимной комиссии становились решениями правительства Петербурга.

Обострение в отношениях между группой Сокурова и чиновниками вскрыло обстоятельство, серьезно влияющее на градостроительную политику в Петербурге. Оказалось, что экспертная строительная комиссия, созданная правительством в 2001 году, шесть лет назад утратила свои полномочия, но продолжала работать. И пусть выдаваемые специалистами заключения уже носили рекомендательный характер. Воспринимали их как непреложные.

Сергей Малков, депутат Законодательного собрания Петербурга: «„Решение экспертной строительной комиссии Правительства Санкт-Петербурга под председательством Гринберга. Дом по указанному адресу находится в недопустимом аварийном состоянии и подлежит сносу“. Это заключение 2010 года. Решениям этой комиссии чиновниками Санкт-Петербурга предавалась легитимность и юридическая сила. Эти решения они включали в свои постановления».

До изменения федерального законодательства комиссия выдавала заключения о состоянии конструкций, зданий, сооружений. Тогда ее слово являлось окончательным и могло оспариваться только в суде. В 2006 эти функции передали районным структурам. Однако участники бизнеса за мнениями экспертов продолжали обращаться.

Так, по авторитетным рекомендациям снесли печально известный Литературный дом на углу Невского и Фонтанки, признали аварийными дом Абазы и особняк Юргенса. Приговоренными к сносу оказались несколько зданий на улице Полозова и жилой дом на ул. Римского-Корсакова, в котором в 60-е годы был проведен капитальный ремонт. Жители, правда, доказали необоснованность выводов и сохранили свои квартиры.

Владимир Шаталов, начальник Управления капитального ремонта Жилищного комитета, член экспертной строительной комиссии: «Распоряжение администрации никто не отменял. Говорить о том, что ее деятельность была незаконной, нельзя. То, что заключение комиссии было не в свете федерального законодательства… Тем не менее создание комиссии, это же…. Комиссии могут создаваться любые».

Членство сотрудников Жилищного комитета в комиссии придавало ей особый статус. Ведь за кем, как не за чиновниками последнее слово. Не являясь органом власти, комиссия с ним все-таки ассоциировалась. Еще и потому, что использовала в своей документации государственную символику.

Прокуратура сочла это нарушением и выдала предписание вице-губернатору Сергееву. Ему же Валентина Матвиенко поручила проконтролировать выполнение постановления о ликвидации комиссии, вышедшее в свет в мае этого года.

Максим Резник, член группы градозащитников: «Комиссия Гринберга — одна из составляющих строительного лобби, которое руководствуется философией, что деньги решают все и что есть только выгода и больше ничего. Они являются мерилом всего. Мне кажется, в Петербурге не может быть такого подхода. И теперь, когда губернатор имеет возможность выслушать и другую точку зрения, возможно, и ее взгляды поменялись. Хотя я думаю, что главное основания, что диалог ведется, — это предвыборный год».

Сомнения в этичности действий комиссии градозащитники усмотрели еще потому, что ее глава Вадим Гринберг является и руководителем компании, проводящей в том числе обследования зданий и дающей свою оценку. Из общего количества экспертиз, поступающих в комиссию на согласование, 30 процентов проводило его бюро.

Вадим Гринберг, заместителя генерального директора ООО «Жилкомэксперт», глава экспертной строительной комиссии: «Люди, которые работали в комиссии, конечно, получали деньги. Бесплатно никто работать не будет. Жилищный комитет не платил. Платил „Жилкомэксперт“, потому, что члены комиссии были оформлены как сотрудники „Жилкомэксперта“. Но государственные служащие там оформлены не были».

Учитывая, что прокуратурой деятельность комиссии признана не соответствующей законодательству, которое поменялось шесть лет назад, встает вопрос о легитимность выданных ее за это время заключений. А это судьбы старой рядовой застройки и признанных памятников. Градозащитники уже отправили документы по таким объектам в надзорное ведомство, которое готово тщательно изучать законность вынесенных вердиктов старому Петербургу.

Читайте также