О выборах Медведева спросили не сразу

18.05.2011, 13:01

Видео программы «Сегодня»

Главное событие сегодня — большая пресс-конференция Дмитрия Медведева.

Главное событие сегодня — большая пресс-конференция Дмитрия Медведева. На посту президента в таком формате с прессой глава государства общается впервые. И еще одно новшество: пресс-конференция проходит не в Кремле или телевизионной студии, а в строящемся инновационном центре «Сколково».

Итак, пресс-конференция начинается.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Уважаемые коллеги, прежде всего, позвольте вас, конечно, поприветствовать. Здесь много журналистов. Насколько меня проинформировали, более 800 человек в общей сложности. Приятно, что такой интерес к пресс-конференции. Не могу сказать, что у меня недостаток общения с журналистами. Я регулярно встречаюсь и общаюсь, и в ходе моей повседневной текущей жизни, и во время поездок в регионы, а таковых за последнее время у меня в тот период, когда я работал в правительстве, и вот работаю президентом, было много.

Я посетил практически все регионы нашей страны, кроме двух, но и эти два я обязательно посещу в ближайшее время. Со многими представителями нашей региональной прессы я встречался и даже вижу некоторые знакомые лица в зале, что особенно приятно. Тем не менее такой большой пресс-конференции не было. И, наверное, в этом есть определенный смысл, чтобы обменяться впечатлениями о развитии нашей страны и международной жизни.

Поэтому я хотел еще раз вас поблагодарить за интерес к проведению пресс-конференции. Уверен, что меня ожидают интересные вопросы. Не знаю, насколько интересными будут для вас мои ответы. Я готов к тому, чтобы начать работу, и поэтому давайте перейдем к общению.

Это, по-моему, первая пресс-конференция в истории нашей страны, когда президент будет вести ее сам без помощи администрации. Поэтому, если вы не будете сильно обижаться, я буду в вас тыкать пальцами и просто говорить: такой-то сектор, такой-то ряд и, соответственно, мужчина или женщина. Вот, а вы уже сами поднимаетесь и начинаете работать.

Для того чтобы войти в тему, мне кажется, было бы правильно сначала дать слово телевидению. Я вот здесь увидел Сергея Брилёва. Сергей, я у Вас недавно был. Вы мне устроили интересный разговор».

Сергей Брилёв, телеведущий: «Вы нам льстите».

Дмитрий Медведев: «Поэтому в порядке ответа я хочу передать Вам первое слово».

Сергей Брилёв: «Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Я хотел спросить Вас о необратимости, вернее, о степени необратимости. Эта пресс-конференция проходит в Сколкове. Да, мы привыкли называть его столицей модернизации и инновации. Да, прекрасно, что „Сколково“. Это, наверное, даже символично находиться за МКАДом, за этим заколдованным кругом. Но ведь у него тоже есть своя ограда. Как бы Вы оценили глубину и необратимость модернизации в остальной стране со времен, когда вышла статья „Россия, вперед!“? Спасибо».

Дмитрий Медведев: «Знаете, мне кажется, мы не должны исходить из того, что модернизация — это раз и навсегда данные рамки. Я помню, как в определенный период мы отмечали окончание первого года перестройки, второго, третьего года. Потом известно, чем все это закончилось. Поэтому модернизация — это очень важный процесс.

На мой взгляд, самое главное — это добиться нового качества развития нашей страны. Модернизация — это не просто поступательное развитие, закрепление тех успехов, которые мы сделали (а они были за последние 10 лет). Это все-таки качественное изменение ситуации. Я абсолютно уверен, что мы пока еще этого не достигли. Но это не значит, что нужно менять знамена, говорить о новой волне модернизации или еще о чем-то.

Модернизация должна продолжаться, и я уверен, что те пять приоритетов, которые были мною обозначены, сохраняются в качестве технологических, но очень важных направлений работы. По всем по этим направлениям есть государственные, правительственные программы. Они финансируются, они выполняются.

Добились ли мы чего-то сверхъестественного? Нет, не добились. И я думаю, что это как раз в самой большей степени должно подталкивать и меня, и моих коллег по правительству к тому, чтобы работать активно день и ночь и стараться изменить саму жизнь в нашей стране. Поэтому еще раз подчеркиваю: модернизация — важнейшее направление развития нашей страны. На мой взгляд, это должно привести к качественному изменению ситуации в стране, а не только к тому, чтобы мы отмечали какие-то юбилеи.

Но мне особенно приятно говорить об этом здесь, в Сколкове, потому что это для меня, конечно, особая площадка, имеющая серьезное значение, потому как именно здесь развиваются новые технологии, именно здесь была создана Сколковская школа, здесь будет инновационный центр, и мне бы хотелось, чтобы этот бренд был действительно известен всему миру. Не потому что это единственное место, куда нужно вкладывать деньги, а потому что в каждом деле должны быть какие-то самые существенные, самые важные элементы, к которым начинает подтягиваться вся работа.

И в этом плане, я надеюсь, что „Сколково“ будет именно таким важнейшим звеном модернизации. Важнейшим, но, конечно, не единственным. Я хотел бы заодно поблагодарить всех, кто здесь работает, в том числе за то, что они нас с вами приютили. Можно было бы встретиться в Кремле. Но мне кажется, здесь интереснее».

Президента спросили о государственной кадровой политике как на региональном уровне, так и на федеральном.

Дмитрий Медведев: «Я сменил не два десятка губернаторов, а практически половина губернаторского корпуса за то время, пока я работаю президентом, у нас сменилось. Это новые люди. Кто-то ушел сам, по кому-то я принимал отдельное решение, у кого-то просто закончился срок полномочий, и они не были продлены. Это все-таки довольно серьезные изменения в составе людей, которые управляют нашим государством. И мне кажется, что это важно, потому что никто из нас не приходит во власть навечно. Тот, у кого такие иллюзии, обычно не очень хорошо заканчивает. И примеров за последнее время в мире было немало.

И губернаторы должны точно так же к этому относиться. Нельзя работать по 20 лет, даже если ты очень толковый, грамотный, хорошо подготовленный, знающий свою территорию человек. Все это здорово, но нужно давать дорогу молодым, нужно создавать кадровый резерв, нужно просто стараться воспитывать вокруг себя достойный преемников. Эта работа проводится и будет проводиться. И я надеюсь, что все-таки в конечном счете к власти в регионах приходят более современные, может быть, и желающие работать люди. Хотя, конечно, от ошибок не застрахован никто.

Это не значит, что в центре ситуация лучше, чем в регионах. Но у каждого решения есть свои закономерности. Совершенно понятно, что, когда мы, допустим, обсуждаем работу правительства, то я говорю о работе правительства в целом, а не о работе отдельных министров. И правительство работает как команда.

Я, как вы знаете, достаточно часто критикую правительство и определенные внушения провожу. Но при этом я считаю, что правительство работает как слаженный организм, и поэтому выдергивать из него отдельные звенья просто не очень правильно. И, наконец, у президента есть набор полномочий, включая полномочия по формированию правительства и его отставке. Я эти полномочия не менял и от них не отказывался».

Один из вопросов касался предвыборной интриги.

Дмитрий Медведев: «Ну, наконец-то вы задали этот вопрос. Я надеялся, что он первый будет, но он прозвучал всего лишь четвертым. Уважаемые друзья, я читал материалы, которые к этой пресс-конференции в различных средствах массовой информации публиковались. И, конечно, все, в том числе, конечно, те, кто сейчас присутствует здесь, и многие другие ждут интересных сообщений.

Понимаете, политическая жизнь — это не только шоу и даже совсем не шоу. Это довольно сложная работа, я имею в виду политическую деятельность. Довольно сложная работа, которая, на мой взгляд, как и на взгляд большого количества других людей, занимающихся практической политикой, подчиняется определенным технологиям, которые надо соблюдать. Мы занимаемся этим для того, чтобы добиваться своих целей.

Большие цели заключаются в том, чтобы изменить нашу жизнь лучшему, чтобы люди себя лучше чувствовали, чтобы уровень доходов поднимался, чтобы социальные программы выполнялись. Но есть технологические вещи, и они тоже достаточно серьезны.

Мы занимаемся практической политикой не ради того, чтобы согреться, а ради того, чтобы добиться успеха. Поэтому такого рода решения должны делаться именно в тот момент, когда уже созрели для этого все предпосылки, когда это будет иметь окончательный политический эффект. Именно поэтому, я считаю, что для того, чтобы объявить о таких решениях, нужно выбирать несколько иные форматы, чем пресс-конференция, хотя это и очень красиво выглядит, очень заманчиво.

Тем не менее такие решения должны приниматься несколько иначе и объявляться несколько иначе. При этом я считаю, что каждый политик должен делать такого рода заявления тогда, когда считает нужным. Во всем мире большое число политических фигур, которые, например, сразу после окончания политической кампании делают заявление о том, что собираются баллотироваться в президенты. И, как правило, эти обещания или эти заявления ничем не заканчиваются.

С другой стороны, разумной является такая тактика, которая приводит к успеху. Поэтому, что бы я ни слышал на эту тему о том, что в одной стране уже сделано заявление, в другой стране сделано заявление, а в нашей стране — молчание на эту тему. Еще раз подчеркиваю: все это должно подчиняться определенному вполне разумному сценарию. Но это не значит, что это может продолжаться бесконечно.

Конечно, у избирательного жанра есть свои законы, и этим законам буду следовать и я. Если я определюсь с таким заявлением, я его сделаю. Как мною было сказано не так давно в интервью нашим китайским коллегам, в этой ситуации уже осталось ждать не так много. Это заявление достаточно близкого порядка».

Читайте также