Кинематографистам из России проще пробиться в академики, чем получить «Оскар»

10.02.2020, 16:32

Видеосюжет: Андрей Гордеев
Видео программы «Сегодня»

Церемонии вручения «Оскара», за которой следят и кинодеятели, и зрители, предшествует длинный и закрытый процесс выбора тех самых лучших фильмов и актеров. Как устроена американская киноакадемия, кто в ней имеет право голоса, кто может попасть в ряды академиков и сколько среди них наших соотечественников?

Писатель, кинодраматург и кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков еще помнит те времена, когда из Америки в Москву ему на просмотр присылали диски с фильмами-номинантами. Теперь-то, конечно, все проще: академикам отправляют ссылки — смотришь где хочешь, когда удобно.

Рустам Ибрагимбеков, академик Академии кинематографических искусств и наук США: «На первом этапе я принимаю участие в отборе лучшего сценария, лучшего фильма, лучшего режиссера, а на втором этапе — уже всех фильмов, в том числе фильма на иностранном языке».

Ибрагимбеков получил приглашение в академию в начале нулевых.

Рустам Ибрагимбеков: «Приглашение произошло после того, как три фильма, к которым я имею отношение, были номинированы на „Оскар“, а один из них получил».

Ибрагимбеков работал над ними в качестве сценариста. Фильмы-номинанты — «Урга — территория любви» и «Восток-Запад», а победитель — картина «Утомленные солнцем», получившая «Оскар» в 1995 году. Теперь голосует и он, хотя знает, что результат его личного выбора не всегда совпадает с коллективным выбором американской киноакадемии. В половине случаев точно.

Рустам Ибрагимбеков: «Задача моя — не поддержать то, что, скорее всего, выберут, а выбрать лучшее. Я все-таки человек кинематографической толпы, что-то из того, что нравиться академикам, нравится и мне».

Что нравится академикам? Многое зависит от номинации. Рецепт идеального оскаровского мультфильма знает академик и номинант Константин Бронзит.

Константин Бронзит, режиссер анимационного кино, академик Академии кинематографических искусств и наук США: «Что-то доброе, внятное, светлое, душещипательное. И простое, не зубовыбивающее. Тогда шансы есть».

Художники-аниматоры студии «Мельница» работают в разных техниках. Здесь создавались герои, которым суждено было покорить мир, собрать фестивальные награды, а кому-то и стать номинантом «Оскара». В 2016 году на статуэтку претендовала короткометражка Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса». В 2009-м его же мультфильм «Уборная история — любовная история» тоже номинировался на «Оскар». В том же году режиссер стал академиком.

Константин Бронзит: «В своей короткометражной категории, как правило, я процентов на 90 знаю, кто победит. Ну, просто профессиональное чутье мне подсказывает, как это все работает изнутри, пристрастия академии, там я попадаю».

«Оскар» считается самой престижной кинопремией, но ее величие Бронзит не склонен переоценивать. Он объясняет, что многие хорошие фильмы никогда не получат заветную статуэтку, а у американского или английского кино шансов больше уже по рождению. Просто математически таков состав академии, с этим нужно считаться. Например, для российской анимации он в ближайшее десятилетие победы не ждет.

Константин Бронзит: «До номинации мы еще как-то добираемся, потому что американцы, канадцы, англичане выбирают до номинации несколько фильмов, поэтому у российского фильма есть шанс попасть в номинацию, но получить „Оскар“, когда им нужно выбирать уже один фильм, у россиян практически шансов нет».

В этом, объясняет режиссер, не нужно искать страшный заговор, так устроена американская академия, как раз поэтому российским кинематографистам проще пробиться в академики, чем получить сам «Оскар».

Новости по теме

Читайте также