Репрессированных назвали поименно

03.05.2011, 16:16

Видео программы «Сегодня»

На Бутовский полигон пришли потомки расстрелянных, чтобы почтить память погибших.

Православные отмечают Радоницу — сегодня особый день поминовения усопших. По традиции, на девятые сутки после Пасхи принято вспоминать своих родных и посещать кладбища.

Поминальная служба сегодня прошла и на Бутовском полигоне. В Подмосковье чтут память жертв массовых расстрелов в годы репрессий. Свыше 20 тысяч убитых: священнослужители (в расстрельном списке их большинство), аристократы, военные. Сегодня на траурную акцию собрались их потомки.

Репортаж корреспондента НТВ Николая Захарова.

Они начинают креститься издалека, еще при входе на Бутовский полигон, а возле поминального креста зажигают свечи и кладут цветы. Красные гвоздики пришедшие несут к местам массовых расстрелов. Имена тех, кого расстреляли, священник перечисляет во время поминальной службы.

У Беллы Гордейко здесь похоронен отец. За ним пришли в августе 37-го, когда Белле Михайловне был год.

Белла Гордейко, дочь репрессированного: «За шпионаж в пользу Польши, так было написано. Хотя в деле, когда я читала его, никакого шпионажа нет — кроме того, что он снимал дачу в Белоруссии вблизи польской границы. Больше ничего».

Официально это место называлось полигоном, только испытывали здесь технологию массовых убийств. С 37-го по 38-й на этом, как говорили тогда, спецобъекте расстреляли больше 20 тысяч человек. Их подводили к краю противотанкового рва, убивали и здесь же хоронили, если можно так выразиться. Тела просто пересыпали мусором, а сверху ложилась следующая группа казненных.

Полигон работал без выходных. Смертные приговоры чаще всего выносили за шпионаж и антисоветскую деятельность. И часто так случалось, что палачи отправлялись следом за своими жертвами.

Отец Артемий: «Цвет интеллигенции, оставшегося офицерства. Тех, кого, так сказать, не уничтожили во время Гражданской войны, во время других репрессий, расстреляли здесь».

Среди расстрелянных очень много священников. Больше 300 человек впоследствии будут представлены к лику святых. Но были и обычные советские граждане.

Нинель Боровская, дочь репрессированного: «В 37-м, когда его арестовывали, мама плакала, а он говорил: разберутся во всем и выпустят».

Нинель Боровская только в 2010 году узнала, что ее отец не умер от воспаления легких в 42-м, как было написано в извещении, полученным их семьей, а был расстрелян в 38-м на Бутовском полигоне.

Нинель Боровская: «Я жила в Магадане, приезжала сюда, все спрашивала, везде ходила, на Лубянке сначала. Там мне все объяснили».

Сегодня говорили, что расстрелянных здесь может быть гораздо больше, чем 20 765 человек, как значится в документах. Ведь Бутовский полигон закрыли только в 53-м. И до сих пор не обо всех казненных есть сведения. А значит, еще не все люди знают, где были убиты их близкие и самое главное, за что.

Читайте также