Неравнодушные к живым и павшим

29.04.2011, 13:16

Видеосюжет: Омар Магомедов
Видео программы «Сегодня»

Власти Москвы удвоили единовременную материальную помощь для ветеранов-москвичей, воевавших в Великую Отечественную.

Сегодня стало известно, что власти Москвы удвоили единовременную материальную помощь для ветеранов-москвичей, воевавших в Великую Отечественную. К 9 Мая участники и инвалиды войны получат по четыре тысячи рублей, труженики тыла — по две тысячи.

Память о самой кровопролитной войне прошлого века до сих пор не дает покоя многим семьям в России, чьи родные пропали без вести на фронте или в лагерях. Судьба некоторых спустя десятилетия все же становится известной благодаря совсем чужим, но небезразличным людям.

Собственный корреспондент НТВ в Дагестане Омар Магомедов побывал в семье рядового Данияла Фатахова, пропавшего без вести весной 1942 года.

Ему было всего два года, когда в 1941-м отца призвали на фронт. После войны семья получила извещение: Даниял Фатахов пропал без вести. С тех пор близкие неоднократно обращались в военкоматы, отправляли запросы в архивы Минобороны, но все безуспешно. Долгожданную весть семья получила спустя 69 лет.

Вахит Касимов, поисковик: «Вы его видели когда-нибудь? В лицо не видели никогда? Сейчас вы увидите его фотографию».

На след рядового Фатахова удалось выйти благодаря случаю. Вот уже несколько лет Вахит Касимов пытается узнать о судьбе родного дяди, также без вести пропавшего во время Великой Отечественной. Изучая немецкие картотеки военнопленных, опубликованные в Интернете, он обратил внимание на сотни личных дел уроженцев Чечни и Дагестана. Вахит решил составить список пропавших, чтобы разыскать их родных и близких.

Вахит Касимов: «Пока они живы, желательно, чтобы эта информация до них доходила. Сейчас это не секрет, в Интернете выложено в алфавитном порядке, очень удобно».

Электронные базы данных находятся в свободном доступе. Согласно анкете, красноармеец Фатахов, воевавший в 606-м стрелковом полку, в апреле 1942-го при обороне Харькова попал в плен и умер от истощения в концентрационном лагере Цайтхайн. 90-летний ветеран войны Гаджи Магомед Казимагомедов — теперь один из немногих, кто может его узнать по фотографии.

Основная проблема при поиске пропавших людей в том, что неизвестные восточные фамилии немцы часто записывали, как слышали, путали буквы, сокращали или меняли имена на европейский лад. Так Даниял Фатахов стал Даниилом. Установить подлинные имена и фамилии многих солдат и офицеров порой бывает невозможно.

Вахит Касимов: «Я часто просматривал дагестанскую Книгу памяти. И просто на одной из страниц обнаружил: из 17 фронтовиков, ушедших на фронт, 15 считаются без вести пропавшими».

В карточке Курбанкади Базаева из села Мисигли неточностей практически не было. Поэтому его потомков Вахим Касимов отыскал одними из первых. 77-летний Магомед никогда не видел отца. По рассказам родных, тот ушел на фронт добровольцем. Семья получила лишь одно письмо, и связь на этом прервалась.

Магомед Базаев: «В то время кто чего только не думал. О том, что он в плен попал, вообще никто не думал».

Для семьи Базаевых закончились более чем полувековые поиски пропавшего фронтовика. Потому это 9 Мая решено отметить с большим размахом. В течение нескольких лет Вахит Касимов собрал сведения почти на 2 тысячи человек, отыскал потомков 30 погибших военнопленных. Вот только узнать историю родного дяди ему пока не удается.

Только по предварительным данным, около 100 тысяч дагестанцев не вернулись домой с полей сражения Великой Отечественной войны. Судьбы многих солдат и офицеров неизвестны до сих пор. У семей, чьи мужья, отцы и деды десятилетиями считаются пропавшими без вести, появилась надежда, что среди тех тысяч карточек с военнопленными найдутся знакомые инициалы.

Читайте также