Венгры озадачены новой Конституцией

23.04.2011, 19:12

Видео программы «Сегодня»

Нешуточные политические споры идут сейчас в Венгрии, и они уже разделили страну на два лагеря. Предмет дебатов — новая Конституция.

Нешуточные политические споры идут сейчас в Венгрии, и они уже разделили страну на два лагеря. Предмет дебатов — новая Конституция, которую в ближайший понедельник должен подписать президент. Главная претензия к тексту основного закона — он ущемляет права венгров.

Так, под ударом оказались аборты, однополые браки, граждане страны нехристианского вероисповедания, кроме этого серьезно урезаны функции Конституционного суда. В общем, под нож законодателей попали многие современные европейские ценности, что в Венгрии уже называют попыткой установить диктатуру.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг — подробнее.

За 20 лет без присмотра «советского брата» Будапешт распрощался с символикой социализма — от старых красных «Икарусов» до кремлевской красной звезды, в 90-х снятой с парламента Венгрии. И лишь Конституция — последней в Европе — оставалась, пусть и де-юре, но сталинской. Принятие нового основного закона по замыслу правящей партии «Фидес» должно было стать торжеством демократии, а стало скандалом.

Йозеф Сайер, разработчик Конституции Венгрии: «Я возглавлял комитет, который отвечал за черновой проект Конституции, и сам написал многие принципы».

Написал за считанные недели на своем «Айпэде» (iPad). Йозеф Сайер, отец венгерской Конституции и видный деятель «Фидес», заверяет: инновации этим не ограничатся. Когда страна переживает такой кризис, нужны шаги пожестче, хоть многим они и не понравятся.

Йозеф Сайер, разработчик Конституции Венгрии: «У Венгрии гигантский госдолг — 82% бюджета. За следующие три года мы хотим его уменьшить по крайней мере на четверть. Однако это может быть сделано только с помощью введения особых пунктов в Конституцию»

А их — целое множество. Премьер Виктор Орбан получит рычаги для роспуска парламента, пусть тот лишь воспротивится принятию бюджета. Верная ему партия застрахует себя от поражения на следующих выборах, назначив своих людей на ключевые посты — от главы Центробанка до генпрокурора — отныне на целых девять лет! О всенародных референдумах — ни слова. Вопросы финансов и налогов теперь не вправе решать даже Конституционный суд. Все — на откупе у правительства и лично премьера.

Гергей Гуляш, депутат фракции «Фидес»: «Раз за Конституцию голосует парламентское большинство, это значит, что она принимается демократически. У нас в Венгрии так и произошло».

О том, как именно это происходило, депутаты партии «Фидес» вспоминают неохотно. Пока на улицах Будапешта митинговали тысячи людей, чье мнение на референдуме решили и не спрашивать, оппозиция демонстративно покинула зал в разгар голосования.

Впервые в новейшей истории Европы Конституцию за месяц обсудил и принял не народ и не парламент, а одна партия власти под девизом прощания с коммунизмом.

Противники нового основного закона Венгрии говорят: приняв его, власти наступят на все больные мозоли венгерского общества, задев и мусульман с цыганами (ведь сказано же, что лишь Бог и христианство спасут Венгрию), и соседей страны — Словакию, Украину (потому что отныне любой этнический венгр, где бы они ни проживал, сможет автоматически получить гражданство страны), и матерей (странная фраза «любой человек имеет право на жизнь с момента зачатия», по сути, открывает дорогу к запрету абортов).

Но главные изменения куда менее заметны. Отныне роль парламента и Конституционного суда сокращается, а вот роль правительства и лично премьер-министра резко увеличивается. Оппозиция называет это проще: страна скатывается к авторитаризму.

К невезению венгерских властей эти скандалы пришлись в Будапеште на те полгода, когда страна председательствует в Евросоюзе. В Брюсселе и в ООН венгерское руководство не раз пытались предостеречь от поспешных решений. Последняя надежда ЕС в том, что президент Пал Шмитт все же откажется в понедельник подписывать Конституцию. Впрочем, друг и соратник премьера Орбана едва ли откажет ему.

Читайте также