Художественное посвящение Каравайчуку

21.04.2011, 18:43

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В музее Бродского открывается выставка танцующей каллиграфии.

В музее Бродского открывается выставка-концерт «Танцующая каллиграфия» Марата Шамиунова. Она посвящена Олегу Каравайчуку — музыканту, композитору и автору музыки кино (его перу принадлежит саундтреки к таким фильмам, как «Город мастеров», «Мама вышла замуж», «Чужие письма», «Женитьба»).

Долгое время Олегу Каравайчуку позволяли работать только для кино. И это при том, что самостоятельные произведения композитор начал писать в 10-летнем возрасте. Еще один известный факт: в семь лет он играл в присутствии Сталина, что впоследствии спасло отца Каравайчука от лагерей.

Говорят, что генералиссимус был настолько тронут, что подарил талантливому мальчику рояль. Сейчас 83-летний музыкант больше известен как гениальный импровизатор.

О необычном проекте — корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Выставка «Музы и К» посвящена музыканту и композитору Олегу Каравайчуку. Автор графических работ называет его великим. Музы творца — семь нот, черно-белых вариаций настроений Каравайчука. А неожиданные конструкции на бумаге — музыкальные импровизации и сочинения мастера.

Портрет петербургского композитора тоже в виде своеобразной конструкции. Идея так написать гения Марату Шемиунову пришла неожиданно, когда он еще не был знаком с Каравайчуком.

Марат Шемиунов, художник, солист Михайловского театра: «В центре композиции я поставил знак вопроса двоеточием. Это не просто знак вопроса, кто это, кто мы, кто такие творцы, кто такие художники. А это вопрос-восклицание. Кто это на самом деле, я не знаю».

Изобразить самого неординарного и эксцентричного из современных композиторов непросто. Самое удивительное, что те, кто общался с маэстро, узнают его в такой графической работе. Сам Каравайчук портрет одобрил, как и концепцию выставки.

Шемиунов как солист балета не мог не изобразить танец на музыку Каравайчука. Правда, для этого танцовщику и художнику подошла специальная бумага, которую он специально приобрел на гастролях в Японии.

Одна из работ словно нечаянный росчерк пером, по мнению автора, отражает уязвимость композитора — одиночество творца в огромном мире, попытка отгородиться от окружающего.

Марат Шемиунов, художник, солист Михайловского театра: «Олег Николаевич всегда сочиняет музыку и концертирует в наволочке. Здесь нет эпатажа .Он просто уходит от зрителя, чтобы закрыться и остаться наедине с собой. И таким образом играет. Я поменял эту наволочку на одеяло, которое накрывает его».

Марат Шемиунов лично шил этот занавес. Публика увидит тень композитора, исполняющего импровизации. Балерины будут помогать мастеру, сидя на рояле. Появление этого художественно-музыкального произведения именно здесь неслучайно. Каравайчук дружит с музеем Бродского почти десять лет.

Владимир Сырковский, старший научный сотрудник музея- квартиры И. Бродского: «Они с Олегом Николаевичем готовили, что-то там (я не знаю), балет или номер. Проект „Паранджа“. Музыка потрясающая!»

Сотрудники музея весь вечер ждали мастера, чтобы посмотреть репетицию. Шемиунов даже предлагал прислать за композитором машину. На выставке есть модель концепта авто имени Каравайчука.

Хотя автор необычной музыки принципиально ездит на электричке. Накануне он так и не появился. Возможно, сегодня на открытие выставки с таким символичным названием «Музы К» он доберется.

Читайте также