Золотые горы: как дагестанские чиновники построили преступную империю

20.12.2019, 16:31

Видео программы «ЧП. Расследование»

«Большое дагестанское дело» — одно из самых скандальных расследований против российских чиновников. Среди фигурантов — верхушка правительства Дагестана: экс-глава кабмина республики Абдусамад Гамидов, два его зама и бывший министр образования. Им вменяют целый букет статей — здесь и превышение полномочий, и взятки, и растрата.

Сейчас экс-премьер и его заместители находятся в столичном СИЗО Лефортова. Гамидову уже вынесли приговор, однако в отношении него расследуется еще несколько эпизодов преступной деятельности. А Генпрокуратура намерена забрать у него все, что он заработал незаконно.

На юго-западе Дагестана, в селе Мекеги находится роскошный четырехэтажный дворец, принадлежащий семье чиновника. Обстановка в доме напоминает королевские палаты: мраморные полы, просторные залы с позолоченной лепкой, резная мебель, на стенах произведения искусств, шкуры диких животных, есть даже чучело амурского тигра, занесенного в Красную книгу.

Не обошлось и без местного колорита — золотой пистолет ТТ с инкрустацией и инициалами бывшего премьера Дагестана. И еще небольшой арсенал оружия — пистолет Стечкина, «Беретта», а также два автомата Калашникова в боевом состоянии.

В загородной резиденции Гамидов бывал не часто. А жил экс-глава правительства в самом центре Махачкалы, в квартале, который в столице Дагестана называют Санта-Барбарой. Здесь чиновника и задержали. Вывели из дома в наручниках, после чего доставили в местное управление ФСБ. Одновременно правоохранители нанесли визит его заместителям.

Все задержанные стали фигурантами уголовного дела о хищении средств из бюджета республики. Следствие полагает, что деньги, которые должны были пойти на социальные программы, тратились совсем на другое. По данным следствия, ущерб бюджету составил более 100 млн рублей.

Сергей Бочкарев, Генпрокуратура РФ: «Для них бюджет республики был как личное подсобное хозяйство. Которым они ни по интересам республики, а по личному корыстному усмотрению распоряжались».

В суде чиновники вину не признали и утверждали, что действовали в рамках закона и своих полномочий. Однако показания свидетелей оказались не в пользу подсудимых. При этом была предпринята не одна попытка давления на потерпевших. К даче ложных показаний их принуждал адвокат обвиняемых Дагир Хасавов, устроивший настоящую травлю свидетелям. Прямо во время одного из заседаний на защитника тоже надели наручники. Теперь Хасавову самому понадобился адвокат.

Любопытно, что главный фигурант дела не скрывал, что не стеснен в средствах, и в суде говорил, что готов выйти под любой залог, деньги для него — не проблема.

Абдусамад Гамидов, подсудимый: «Давайте внесем 9 миллионов залога, отпустите домой. На самом деле болеем. Снимем квартиру напротив Следственного комитета, каждое утро будем приходить, как на работу».

Генпрокуратура между тем выяснила, что 20 с лишним лет у власти Гамидов приобрел еще минимум 15 объектов недвижимости и оформил их на свою родню: по три земельных участка и по два дома на отца и сестру. По участку и жилому помещению на брата и племянника и еще 600 квадратных метров земли — на свою жену. Причем доходы родственников никак не клеятся с их расходами на указанное имущество. Например, кадастровая стоимость всех объектов, оформленных на отца экс-главы правительства — более 7,5 млн рублей. А его пенсия — около 280 тысяч в год. На то, чтобы заработать на это имущество, пенсионеру понадобилось бы 27 лет.

В день оглашения приговора Лефортовский суд столицы больше напоминал осажденную крепость. Въезд на территорию храма правосудия перекрыли силовики, у входа — автоматчики в масках. Весь этаж перед залом заседания и даже лестница оказались забиты родственниками подсудимых. Впрочем, это не помогло. Абдусамад Гамидов получил шесть с половиной лет колонии.

Однако точка в этом деле еще не поставлена. Расследование продолжается, и только в следующем году станет ясно, какой окончательный приговор получит бывший премьер-министр Дагестана Гамидов со своими подельниками и что из их сокровищ вернется в государственную казну.

Читайте также