О чем договорились лидеры на саммите «нормандской четверки»

14.12.2019, 18:08

Видеосюжет: Алексей Петрушко
Видео программы «Центральное телевидение»

На этой неделе в Париже прошел саммит «нормандской четверки». Никто, конечно, не ждал, что на этой встрече произойдет чудо: что Путин, Зеленский, Макрон и Меркель найдут какую-то волшебную формулу, которая решит все проблемы. Причем решит так, чтобы это устроило всех.

Путин вернувшись в Москву, прямо сказал, что уступи он, к примеру, в вопросе контроля над границей — и в Донбассе может случится то же, что и в югославской Сребренице. То есть геноцид и резня.

Трудно найти формулу, которую безоговорочно принял бы и Зеленский. Президенту Украины не позавидуешь. Пока он сидел за столом переговоров, Киев бурлил. Порошенко, Тимошенко и Вакарчук пытались при поддержке националистов разжечь новый Майдан. Любой шаг, любое слово Зеленского вызывал в Киеве вой о предательстве национальных интересов.

Формула, которая устроила бы Макрона, должна была бы реально работать, давать реальные результаты. Ведь французского президента, который пытается переформатировать Евросоюз и Европу под себя, совершенно не устраивает эта кровоточащая рана на восточной окраине.

Кажется, только Меркель, на лице которой явно читалась безграничная усталость, мог бы устроить любой результат. Ведь даже то, что через четыре месяца лидеры решили встретиться снова, она назвала «преодолением застоя».

Можно ли все-таки считать встречу успешной, и о чем пытались договориться стороны?

Российская сторона на этих переговорах настаивала на разведении сил на всей линии соприкосновения. Украинцы говорят, что это невозможно, при этом путаясь в показаниях. И если Аваков упирал на то, что вся земля пропитана кровью украинских солдат и добровольческих батальонов, и они просто не могут взять и уйти с этих позиций, то Зеленский, пусть и не откровенно, но дал понять, что рычагов влияния у него нет.

Владимир Зеленский, президент Украины: «Что касается прекращения огня, я сегодня уже говорил о том, что я пока не знаю, как мы сможем контролировать эту ситуацию. Мы уже не раз заявляли об этом, и в течение пяти-шести последних лет десятки раз эти заявления нарушались впоследствии».

Лучшим способом избежать обвинений в предательстве для Зеленского, кажется, было бы вообще ничего не подписывать в Париже. Ведь несколько лет назад прежний президент Украниы Порошенко уже подписал пару страничек мудреного, как оказалось, документа — Минских соглашений.

Владимир Зеленский: «Президент РФ говорит о том, что в Минске наш бывший президент Петр Алексеевич подписывал о передаче границы после выборов. Я, естественно, поднимаю вопрос о том, чтобы передача границы была до проведения местных выборов».

Владимир Путин, президент России: «Нашу позицию очень легко понять. Там так написано. Зачем вскрывать Минские соглашения и их заново переписывать? И если мы вскроем один пункт, начнется переписывание других, и мы вообще потеряем все».

Может показаться, что этот стакан нормандской встречи в итоге был слишком пуст, но для матерей и жен военнопленных, об обмене которых договорились в Париже, он оказался очень даже полон полон.

Связанные новости

Читайте также