Юбилейный экипаж прощается с Землей

04.04.2011, 10:05

Видео программы «Сегодня»

На Байконуре сегодня готовятся к запуску юбилейной экспедиции на МКС.

В Казахстане сегодня готовятся к событию космического масштаба — запуску юбилейной экспедиции, которая начнется ровно за неделю до главной для каждого космонавта даты. К 50-летию полета Гагарина его именем назвали «Союз», загрузили в него то, чем на орбите отметят День космонавтики, и дали предстартовую пресс-конференцию, где рассказали не только, как будут праздновать 12 апреля, но и о том, что действительно удивило: о контактах с инопланетянами и связях экипажа с Лермонтовым.

Корреспондент НТВ Владимир Кобяков передает с Байконура.

Корабль «Союз ТМА-21» войдет в историю полетов под другим именем — «Гагарин», и в космос он отправится с той самой стартовой площадки, откуда сам Юрий Гагарин взлетал 50 лет назад. Для этой точки апрельский старт станет 471-м запуском, и экипаж пообещал в оставшиеся часы не нарушать традиции, которые за полвека сложились на Байконуре. Возможно, они даже ввели новую традицию — на предполетной конференции читать стихи. Этого, пожалуй, еще никто не делал. Декламировать Лермонтова начал американец Роналд Гэран.

Роналд Гэран, бортинженер корабля «Союз ТМА-21»: «Белеет парус одинокий/ В тумане моря голубом./ Что ищет он в стране далекой?/ Что кинул он в краю родном?»

Позывным своего экипажа выбрали название небольшого населенного пункта Тарханы, где родился Лермонтов.

Александр Самокутяев, командир корабля «Союз ТМА-21»: «Вы понимаете, да, что космос — это, наверное, тоже какая-то поэзия, это что-то такое от души».

В преддверии юбилейного запуска затронули и другую тему: а не появилась ли у космонавтов новая инструкция, как действовать, если экипаж наконец-то встретит представителей внеземных цивилизаций.

Андрей Борисенко, бортинженер корабля «Союз ТМА-21»: «В тех инструкциях, которые у нас существуют по нештатным ситуациям, такой инструкции не предусмотрено. Я думаю, что если вдруг нам выпадет счастье быть первыми посланцами Земли на контакте с внеземной цивилизацией, мы будем руководствоваться здравым смыслом, и контакт будет проведен на должном уровне».

Александр Самокутяев: «В присутствии врача».

Встреча с инопланетянами наземные службы пока мало интересует. Они отрабатывают нештатные ситуации. Например, провели эвакуационную платформу на случай, если после старта экипажу придется катапультироваться. Хотя обычно ее собирают после штатного возвращения космонавтов в спускаемом аппарате.

Проходят тренировки бригад Федерального медико-биологического агентства: спасение экипажа, если корабль по каким-то причинам не уйдет на орбиту.

За четыре дня до запуска освобождают одну реанимационную палату, а хирургов переводят на усиленный режим дежурства.

Корреспондент: «Резервируется три операционных?»
Врач: «Резервируется три операционных».
Корреспондент: «Для космонавтов?»
Врач: «Да».
Корреспондент: «А когда снимается резерв? Когда они уже на орбите?»
Врач: «Есть так называемые 600 секунд, за которые становится известно, как идет аппарат».

Еще недавно медицинский регламент Байконура был под грифом «Секретно». На одном из этажей — хранилище крови. Здесь существует неприкосновенный запас для шести человек.

Врач: «В данной ситуации мы здесь храним кровь для основного экипажа и дублирующего».
Корреспондент: «То есть здесь группы крови для каждого космонавта?»
Врач: «Да-да».
Корреспондент: «То есть те, которые необходимы?»
Врач: «Именно здесь».

Обратный отсчет уже пошел. Неполадки в блоках системы командной радиосвязи устранили. Именно из-за этого отложили дату запуска на несколько дней. До старта остается менее суток. Это последние часы, когда в корабль можно что-то дозагрузить.

Уже известно, что из нестандартных вещей в этот раз в космос отправится икона Казанской Божьей матери, которую передал патриарх, а также маленькая плюшевая собачка, которую космонавтам подарили дети. Накануне экипажу передали и плакат российского гонщика «Формулы-1». Но вот отправится ли фотография Петрова в космос, вопрос остается открытым.

Один из членов экипажа пообещал на орбите регулярно вести блог и сообщать все, что происходит на МКС, но не попадает в официальные отчеты.

Читайте также