Возвращение халифата: Европе угрожает новая волна терроризма

01.12.2019, 19:01

Видео программы «Итоги недели»

После теракта на Лондонском мосту в Великобритании говорят о том, что в стране скопилось самое большое в Европе количество нелегалов. Ведь именно в этом теракте, как в капле воды, отразилось все, что происходит сейчас в мире. И то, что халифат жив. И то, что жив он до тех пор, пока для него есть питательная среда.

В Швецию уже вернулись более 150 человек, побывавших в халифате. Местные газеты пишут, что именно в Швеции самое высокое количество экстремистов на душу населения в Европе. При этом здесь по-прежнему спорят, стоит ли по примеру соседней Норвегии сажать всех побывавших в халифате и запрещать деятельность радикальных проповедников.

Джон Кириаку, бывший аналитик ЦРУ по Ближнему Востоку: «Все эти терапии и реабилитации вернувшихся из халифата не работают. Мы должны признать — нельзя расслабляться ни на секунду. Эти люди опасны. Многие — навсегда. Терроризм — это технология, террористы-одиночки непредсказуемы, от бомб они перешли на ножи. И само убийство халифа ничего в результате не значило. Халифат — очень динамичная организация. Ниоткуда взялись люди, которые завоевали огромную территорию. Но они и не исчезнут никуда».

Очередное заявление о разгроме халифата вызывает больше вопросов, чем ответов. Главный из них — как остановить партизанскую войну, к которой призывал Абу Бакр аль-Багдади и теперь призывает его преемник, — чтобы она не выплеснулась в европейские страны, где немало присягнувших халифату.

Концентрированная идеология халифата существовала как минимум десять лет, и как минимум десять лет увеличивалось количество людей, которые этой идеологии присягнули. И теперь эти люди, а их десятки тысяч, существуют не только на территории Сирии и Ирака.

Энтони Глис, профессор университета Букингема: «Когда мы вспоминаем о 15-летних девочках, ушедших из Лондона жить в халифат, спорим, а насколько законно их лишили гражданства, требуем для них справедливости, мы должны понимать — многие в халифате не были, но теракты совершить готовы. А те, кто были, прошли его школы, они могут стать спящими ячейками и проснуться через много лет».

Абдулла Агар, военный аналитик, офицер турецкой армии в отставке: «Разговоры о том, что террористы уходят в Европу не учитывают главного — есть те, кто с оружием в руках уже в Афганистане. И главное доказательство их опасности — то, что в Британии за большинством терактов стоят выходцы из Пакистана, а это большая общность радикалов».

Это может означать одно — боевики пойдут туда, куда указывал убитый аль-Багдади. Строить новый халифат на новом месте. Цель номер один — предгорья Памира. Куда халиф направил присягнувшего ему бывшего командира таджикского ОМОНа строить новый вилайят. И даже заявления о том, что он уничтожен, не значат для этих людей ничего. Точно так же, как заявления о смерти самого халифа. Те, кто живет здесь, знают, что опасность может прийти из Афганистана. Правительство Таджикистана пытается контролировать границу, но это почти 1500 км по горам, почти в 1,5 раза больше, чем граница между Турцией и Сирией, которую боевики преодолевали с легкостью. А с той стороны границы находятся те, кто достаточно долго противостоит и отрядам «Талибана» (террористическая организация, запрещена в РФ), и отрядам правительственных афганских войск.

Читайте также