«Общество не готово»: эксперты оценили идею Жириновского о самообороне

28.11.2019, 17:50

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

В России могут расширить правила самообороны, а точнее, вовсе убрать понятие предела допустимой защиты. С таким предложением выступили в ЛДПР. Противники же инициативы указывают, что такие поправки в закон приведут к волне преступности.

Глава ЛДПР Владимир Жириновский в интервью НТВ уточнил детали законопроекта о самообороне.

Владимир Жириновский, глава фракции ЛДПР в Госдуме: «Мы вносим поправку, в которой четко написано: любые действия, совершенные в ситуации, когда есть угроза нападения на ваших близких, угроза здоровью вам, угроза вашему имуществу, то эти все действия совершаются как необходимая самооборона вне каких-либо пределов. Мы убираем слово „пределы“, нет ограничения. То есть вы имеете право защитить себя в своем доме».

Как сообщает корреспондент НТВ Алексей Квашенкин, поправить закон пытаются аж с 2003 года, с дела Александры Иванниковой, которая смертельно ранила водителя-насильника. Суд признал ее виновной и даже обязал выплатить компенсацию, но потом Иванникову оправдали. Прошло 15 лет, единичные оправдательные приговоры — лишь исключения из правил. Инициатива Жириновского далеко не всем в Госдуме по нутру. Коммунисты уже сейчас говорят, что будут голосовать против такого законопроекта.

Олег Лебедев, депутат Госдумы РФ: «Инициатива сформулирована, но КПРФ против… Это излишние меры, которые только навредят обществу. Речь идет о том, что люди будут заявлять о том, что они будут защищать себя, и таким образом будут получать доступ к оружию. Общество пока не готово к этому».

Иначе считает Александр Григорьев, более известный как миасский стрелок. Невменяемые рецидивисты под алкоголем и наркотиками ворвались и начали буквально забивать его семью насмерть.

Александр Григорьев: «Дверь открыли, я понял: надо как-то останавливать, на корячках дополз до комнаты. Нашел ключи, открыл сейф, выкинул все на диван. Достал патроны и горстью зарядил. Вышел, на меня выскочил первый нападавший, у него в руке нож был. Кидается на меня. Я просто нажал на курок и все. Попал».

В итоге — четыре трупа. Александру грозило пожизненное.

Александр Григорьев: «Превышаешь ты или не превышаешь, в тот момент ты думаешь только, как остановить эту ситуацию и защитить близких. О последствиях даже и не думал».

Решение, которое в итоге принял даже не суд, а следователь по особо важным делам, было исключительным: Григорьев защищался по обстановке. Этот случай показателен тем, что, если история приобретает широкий резонанс, то у оборонявшегося есть шанс на объективное рассмотрение, считает адвокат Матвей Цзен: «Проблема существует, но лежит не совсем там, где думает общество и на что указывает Владимир Вольфович… А в том, что очень часто правоохранительные органы отрицают, вообще не видят никакой самообороны. Ни допустимой, ни с превышением, а говорят: вы просто совершили убийство».

Один из самых влиятельных адвокатов Анатолий Кучерена выступил против предложенных Жириновским поправок: «Нельзя этого делать, в каждой конкретной ситуации нужно разбираться». Логика адвоката следующая: поправки не сделают закон лучше, а вот навредить могут.

Анатолий Кучерена: «Очень много совершается убийств на бытовой почве. И представьте себе: собутыльники сидят дома на квартире, что-то они вспомнили и хозяин квартиры убивает своего собутыльника и говорит, это была самооборона».

Текст законопроекта планируется опубликовать в понедельник. Кажется, его обсуждение будет жарким, ведь разумные доводы есть с одной и с другой стороны. Но проблема в том, что в момент нападения действует другой закон — выжить любой ценой.

Читайте также