Курские чиновники обрекли пенсионерку на жизнь среди могил

18.11.2019, 14:01

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

В Курской области в нарушение всех норм администрация разрешила хоронить на участках, которые вплотную примыкают к жилому дому. Теперь даже единственная дорога к дому ведет через кладбище. Ситуацией заинтересовалась прокуратура.

О жизни среди мертвых бабушка Шура может рассказать много страшных историй. И первый ее рассказ о том, как она оказалась на кладбище. Самых тихих в мире соседей продолжают ежемесячно «подселять» все ближе к дому Александры Асеевой. Каждый выход на улицу для пенсионерки — целое испытание.

Александра Асеева, жительница поселка Солнцево: «Я одна 13 лет бьюсь. Бесполезно! Просила: не хороните, не начинайте тут».

Раньше к дому была дорога в обход погоста, но ее ликвидировали. Теперь у бабушки Шуры и ее гостей только один путь — через кладбищенские ворота. Александра Григорьевна говорит, когда повесят замок, и ни скорая, ни спасатели до нее не доедут. Ее дом дважды поджигали, пожарные тогда с трудом нашли дом заслуженной железнодорожницы.

Александра Асеева: «Они час ездили, искали по району, где я живу. А Октябрьская, 1 — это я на кладбище».

Лидия Калинина, жительница поселка Солнцево: «Вообще стала инвалидом, потому что трупный яд, дожди-испарения, трупным ядом дышит человек, а им по барабану. Они что, сюда заезжают, смотрят?»

Новый квартал кладбища разрастается быстро. Бабушка боится, ее дом со всех сторон будет зажат могилами, если процесс не остановить.

Требования к размещению кладбищ довольно жесткие. Санитарно-защитная зона должна быть не менее 50 метров, проживание людей в ней недопустимо и опасно для здоровья. То, что захоронения начали делать в 10 шагах от огорода пенсионерки, власти предпочли просто не замечать.

На обращения к чиновникам о помощи Александра Григорьевна получала лишь регулярные отписки: жилья нет, переселение невозможно. Глава района в 2013 году порекомендовал бабушке дать объявление в газету об обмене дома на кладбище на жилье в центре, а сегодня вдруг понял, чтожить с видом на могилы недопустимо.

Геннадий Енютин, глава администрации Солнцевского района: «Безусловно, права нарушены. Будем решать. Все зависит от того, как и откуда изыщутся средства в поселке. Других источников нет».

По словам главы района, таких пострадавших, как пенсионерка Асеева, десятки, и проблему с переселением от действующих кладбищ нужно решать на региональном уровне.

Геннадий Енютин: «Это не только у нас. Это в каждом населенном пункте».

По району многие дома находятся в санитарно-защитной зоне кладбища?

Геннадий Енютин: «К сожалению, они сейчас оказались там. Когда люди строились, тогда санитарно-защитной зоны не существовало».

По данным областного Роспотребнадзора: на солнцевском кладбище до сих пор официально не установлена санитарно-защитная зона. Необходимо рассчитать негативное воздействие кладбища на окружающую среду и жителей, проект должен пройти экспертизу и быть согласован с Роспотребнадзором.

Михаил Завгородский, начальник отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Курской области: «Опасно или неопасно влияние на здоровье, будет только оценено после проведения необходимых расчетов загрязнения атмосферного воздуха. В случае проверки будет выдано предписание по установлению санитарно-защитной зоны».

Когда в последний раз сельское кладбище проверяли на соблюдение требований санитарного законодательства, в районной прокуратуре не знают.

Анна Мощенко, помощник прокурора Солнцевского района: «Мы сейчас делаем запросы. Запланирована выездная проверка и на основании сведений, которые будут собраны, будут приняты меры прокурорского реагирования».

Житель Липецкой области несколько лет добивался переселения от кладбища. В итоге по решению суда за дом и земельный участок, которые оказались в санитарной зоне кладбища, он получил компенсацию в 4 миллиона рублей. Курская пенсионерка с горечью констатирует, что судебные тяжбы за право на достойную старость ей уже не по силам.

Читайте также