Как вернуть почет инженерам

23.03.2011, 16:08

Видео программы «Сегодня»

Дмитрий Медведев обсуждал сегодня с бизнесом и руководителями предприятий качество инженерного образования в России.

Качество инженерного образования в России обсуждал сегодня с бизнесом и руководителями предприятий Дмитрий Медведев — президент провел производственное совещание на вагоностроительном заводе в Подмосковье.

Одна из основных проблем отрасли, по словам главы государства — отсутствие эффективных связей между вузами и промышленностью. Сам Дмитрий Медведев прошел сегодня производственную практику — в кабине машиниста.

Репортаж корреспондента НТВ Никиты Анисимова.

Основная продукция этого подмосковного предприятия хорошо знакома каждому москвичу — здесь делают вагоны для столичной подземки. Но кроме вагонов этот Мытищинский завод выпускает и гусеничные машины для зенитно-ракетных комплексов.

Эта высокотехнологичная продукция российской оборонки не уступает современным западным аналогам. Такие машины с удовольствием покупают страны Ближнего Востока, Греция, Кипр и даже Финляндия.

Как выяснилось, управлять 40-тонными махинами не сложнее, чем обычным автомобилем. А установленные на них системы ПВО, например, «Бук», могут поражать воздушные цели в радиусе до 50 километров.

Кроме военной продукции завода, Дмитрия Медведева заинтересовала и гражданская. Президент прошел по вагонам экспериментального поезда для метрополитена и посмотрел, как работает оборудование в кабине машиниста.

Пока в московском метро эксплуатируется только один подобный состав. Его вагоны оборудованы кондиционерами, системами автоматического пожаротушения, видеокамерами и системой противосжатия дверей.

Уже в следующем году в Москве должны появиться больше 10 таких поездов. Дмитрию Медведеву также показали и современный рельсовый автобус. Это трехвагонный состав с туалетами и комфортными сидениями, предназначенный для неэлектрифицированных участков железных дорог.

После осмотра завода президент встретился с руководителями ряда крупнейших предприятий страны. На совещании обсуждалась тема, которую президент недавно уже поднимал на встрече с техническим персоналом алюминиевого завода в Хакасии: как поднять престиж инженерной профессии и повысить квалификацию инженерно-технических кадров.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Несмотря на ежегодный выпуск почти 200 тысяч инженеров (цифра немаленькая, я думал, что меньше), эксперты говорят о дефиците квалифицированных кадров. С одной стороны, есть высокий спрос на специалистов, а с другой, только треть инженеров устраивается на работу по специальности, а две трети растворяются неизвестно где.

И если это бизнес, то, может быть, и слава богу. Но зачастую это просто люди, которые свой диплом прячут глубоко в стол и никогда к нему не возвращаются. А это очень обидно, потому что инженерная профессия требует серьезной самоотдачи и очень серьезной подготовки».

Дмитрий Медведев напомнил и о том, что инженерное сословие в дореволюционной России было одним из самых уважаемых. И наши специалисты высоко ценились даже за рубежом. При этом судьба технических нововведений в России всегда складывалась непросто.

Дмитрий Медведев: «Инженерное сословие исторически, если вспомнить XVIII век, было одним из самых уважаемых в нашей стране, а наши инженеры ценились не только в России, но и были востребованы во всем мире.

Вот мы сегодня посмотрели, что было 135 лет назад. Российский инженер Яблочков придумал лампочку, которую, как написано в Интернете, не только никто не ждал. Ни государство, ни работодатели никакой поддержки ему не оказывали. И все, что он сделал, получилось вопреки. Но впоследствии это произвело революцию в энергетике».

Основная задача, поставленная в ходе совещания президентом, — приблизить высшее инженерное образование к производству, ведь контакты между работодателем и университетами очень часто бывают скорее формальными, хотя есть и отдельные позитивные примеры.

Второй важнейший вопрос: как закрепить на производстве талантливую молодежь. Здесь, подчеркнул Медведев, надо привлекать зарплатой и социальными гарантиями. А в целом, надо возрождать уважение общества к людям инженерной профессии, ведь без этого невозможно привлечь профессионалов на предприятие.

Читайте также