Россия против «Рассвета Одиссея»

21.03.2011, 19:01

Видео программы «Сегодня»

Президент Дмитрий Медведев прокомментировал действия сил коалиции на севере Африки.

Военная операция в Ливии стала результатом преступления режима Муаммара Каддафи против собственного народа. Об этом сегодня заявил президент Дмитрий Медведев, комментируя происходящее на севере Африки. По словам Дмитрия Медведева, главная задача, которая стоит перед силами союзников, — не допустить дальнейшей гибели мирного населения Ливии и распада страны, охваченной гражданской войной, на несколько частей.

При этом, как подчеркнул президент, Россия не будет участвовать в боевых действиях на севере Африки, однако может выступить посредником на переговорах между западными странами и Муаммаром Каддафи.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Российская Федерация изначально хотела, чтобы урегулирование внутренней проблемы в Ливии происходило мирным путем. При этом мы максимально тщательно отслеживали ситуацию и безоговорочно осудили действия руководства Ливии и руководителя ливийской революции, и руководителей ливийской революции в отношении собственного народа.

Руководствуясь именно этими соображениями, России поддержала резолюцию Совета безопасности 1970, но пропустила резолюцию 1973 именно в целях защиты населения, недопущения эскалации конфликта. Безусловно, мы исходим из того, что принятие любых резолюций Советом безопасности Организацией объединенных наций должно быть направлена на укреплением мира, на прекращение гражданской междоусобицы, на прекращение эскалации конфликта, недопущение гибели гражданского населения.

То, как сейчас разворачиваются события, свидетельствует о том, что, к сожалению, начались реальные боевые действия. Этого, конечно, допускать нельзя. Я надеюсь, что все государства, которые в настоящий момент принимают участие в осуществлении операции по закрытию воздушного пространства, и которые применяют свои вооруженные силы, исходят из одного — из понимания того, что все это делается во имя народа Ливии. Для того чтобы не допустить дальнейшую гибель людей и дезинтеграцию Ливии, как государства.

Но при этом мы должны помнить, что было поводом для принятия этих резолюций. Поводом были действия ливийских властей. Именно поэтому нами были приняты такие решения. Я считаю, что эти решения сбалансированные и абсолютно взвешенные. Мы выступили за одну резолюцию Совета безопасности и пропустили решение по второй резолюции. Это было сделано осознанно для того, чтобы предотвратить эскалацию насилия.

Тем не менее последующие события показывают, что любые решения такого рода должны сопровождаться взвешенными консультациями и необходимостью помнить о том, что использование силы должно быть пропорциональным тому, что происходит.

То, что в результате этих действий пострадали гражданские объекты и, по неподтвержденным пока данным, погибли невинные люди, показывает, что, к сожалению, этого добиться государствам, принимающим участие в соответствующих военных мероприятиях, не удалось.

Я надеюсь, что в результате согласованных действий международного сообщества на земле Ливии воцарится мир и будут приняты исчерпывающие меры по недопущению расползания конфликта на территорию Африки и территорию других государств».

Отвечая на вопрос журналистов о том, как, на его взгляд, будут развиваться события, президент сказал, что они будут развиваться непросто. Кроме этого, сейчас, по словам Медведева, необходимо быть максимально аккуратными в оценках происходящего.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Я думаю, что они будут развиваться очень непросто. Судя по тому, как они начали развиваться в настоящий момент. В чем основная проблема, на мой взгляд: не существует коалиции, которая могла бы проводить согласованную политику. Несмотря на то, что отдельные государства, наши партнеры, в настоящий момент совершают какие-то собственные действия по наведению порядка, эти действия никак не упорядочены, не согласованы.

В результате этого страдают различные объекты и, как я понимаю, не существует единого плана или цели, направленного на то, чтобы укрепить мир и порядок в Ливии. Вот это, на самом деле, плохо. Существует и другая проблема — с кем там разговаривать. Потому что для большинства западных стран действующий руководитель ливийской революции, который считает, что у него нет ни одной государственной должности, является уже нерукопожатным лицом, с которым никто контактов иметь не будет.

Российская Федерация официально свои дипломатические отношения не порывала, поэтому наши посреднические усилия в этом плане могут использоваться. Мы продолжаем сохранять дипломатические сношения с руководством этого государства. Но это не значит, что мы не видим то, что было сделано руководством этого государства. И об этом должны помнить все — и внутри страны, и за ее пределами.

То, что в настоящий момент по-разному характеризуют происходящее, — не правильно. Я считаю: нужно всем быть максимально аккуратными в оценках. Ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций, типа „крестовых походов“ и так далее. Это неприемлемо. В противном случае, все может закончиться гораздо хуже, чем даже это происходит сегодня, и об этом должны помнить все».

Кроме того, Медведев заявил, что Россия не будет принимать участие в военной операции в Ливии.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Мы не будем принимать участие ни в каких операциях по закрытию воздушного пространства. Не будем направлять никакие контингенты. Если, не дай бог, эта операция все-таки будет проходить уже на земле, а этого исключать сегодня я не могу. Что же касается наших посреднических усилий, наших миротворческих возможностей, то мы с удовольствием будем ими пользоваться, если они смогут в этой ситуации пригодиться.

У нас неплохие связи в арабском мире. Я посмотрел сейчас на заявление, которое сделала Лига арабских государств, сделали некоторые другие ответственные политики, и я считаю, что мы сегодня все должны принять участие в том, чтобы путем переговоров постараться прекратить этот конфликт, не давать ему разгораться.

Отдельные элементы того режима, который предусмотрен резолюцией 1973, именно на это и направлены. И именно поэтому позиция российской стороны была в том, чтобы воздержаться при голосовании».

Читайте также