Красно-коричневое прошлое Германии

10.03.2011, 19:18

Видео программы «Сегодня»

Федеральная разведслужба Германии открыла для исследователей одно из самых скандальных дел в истории — о нацистском прошлом своих сотрудников.

В Германии в центре внимания оказалось ведомство, служащие которого обычно остаются в тени. Но не в этот раз! Федеральная разведслужба страны открыла для исследователей одно из самых скандальных дел в истории — о нацистском прошлом своих сотрудников. Как подтверждает внутреннее расследование, у истоков немецкой разведки стояли бывшие офицеры СС, а сама служба в послевоенные годы знала о местонахождении многих военных преступников и даже покрывала некоторых из них.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг ознакомился со скандальными материалами.

С этого все началось: папки с корреспонденцией между разведкой ФРГ и центром изучения нацистских преступлений. Почему эти письма тогда, в 60-х, не были засекречены, для журналиста Петера Карстенса и сегодня загадка.

63-й год, из штаб-квартиры БНД под Мюнхеном в архив нацистских преступлений в Людвигсбурге поступают десятки запросов: а этот наш агент в ваших списках СС значится? А этот чем в Гестапо прославился? Расследование, о котором сегодня в Германии мало кто помнит, полвека назад потрясло всю страну: сами спецслужбы взялись изучить красно-коричневое прошлое своих сотрудников. Однако поводом стали вовсе не угрызения совести.

В ноябре 61-го выяснилось: один из ключевых сотрудников разведки ФРГ Хайнц Фельфе — никто иной как завербованный КГБ агент Пауль, в прошлом видный эсэсовец. Оказалось, что за предыдущие десять лет он передал Москве 15 тысяч секретных документов и выдал сведения о сотне с лишним немецких и американских шпионах!

Чтобы объяснить самим немцам, как оказался такой предатель в верхах их разведки, ей нужно было найти на него компромат, и это, учитывая фашистское прошлое Фельфе, труда не составило. Но дернули за одну тайную нить, а вылезли тысячи.

Петер Карстенс, журналист газеты «Франкфуртер Алльгемайне»: «Выяснилось, что и Фельфе, и его помощник Клеменс в Третьем Рейхе занимали высокие должности в СС и были причастны к убийству тысяч людей. Но тут же всплыл и следующий вопрос — служили ли в ней другие агенты, запятнавшие себя службой в нацистских организациях? Это было не столько делом чести, сколько стремлением избежать политического шантажа со стороны СССР».

В списках тогдашних исследователей оказалось несколько сотен их же коллег из разведки — в прошлом убийц и военных преступников, зачастую при помощи БНД скрывавшихся от правосудия в странах Латинской Америки. Правда, вскоре в аппарате самой БНД поднялся такой шум и вал взаимных обвинений в былых подвигах, что работа быстро легла под сукно до лучших времен.

В 2011-м разведка ФРГ переезжает в новую штаб-квартиру, обошедшуюся налогоплательщикам почти в миллиард евро. Груз старых долгов должен остаться в прошлом.

Петер Карстенс: «Нынешний президент разведки Эрнст Урлау уходит в этом году в отставку, и очевидно такой смелый шаг можно считать его политическим завещанием. Пуская исследователей в прежде закрытые архивы, он хочет оставить о себе добрую память в немецкой истории. Но с другой стороны, теперь бояться и нечего: все былые герои ушли в мир иной».

К тому же, многие документы в последние годы уже рассекречены, причем не Германией, а ЦРУ. Ведь именно американцам в 45-м уверенно сдался в плен будущий глава разведки ФРГ, а тогда офицер Генштаба Вермахта Рейнхард Гелен. За собранные им разведданные о положении Красной армии Гелену в США готовы были простить и разработку плана Барбаросса, и десятки преступных военных приказов.

С легкой американской руки бывший нацист не только возглавил немецкую разведку, но и нанял себе подопечных — бывших подельников. Объяснить стране, кто эти люди и чем они занимались в спецслужбах послевоенной Германии, теперь вместе с коллегами предстоит военному историку Рольфу-Дитеру Мюллеру.

Рольф-Дитер Мюллер, доктор по науке военно-исторической исследовательской службы Германии: «Возьмем, например, Клауса Барбье, известного как Лионский Мясник. Он лично пытал и уничтожил множество участников французского сопротивления, но после войны оказался крайне полезен для укрывавших его спецслужб, так как обладал важными сведениями о коммунистическом движении во Франции. Для западных держав победить коммунизм в 50–60-х годах было жизненно важной задачей. В ходу был принцип: „Враги моих врагов — мои друзья“».

Многие из этих «друзей» стали известны миру за долго до того, как вскрылись их связи с немецкой разведкой. К примеру, казненный в Израиле нацистский преступник Адольф Эйхман. В БНД, укрывавшей его долгие годы, опасались, что окажись Эйхман за решеткой, как тут же сдаст и бывшего соратника по окончательному решению еврейского вопроса Ганса Глобке, а ведь он стал близким советником Аденауэра.

Спустя полвека политическая целесообразность наконец уступает чувству вины. Работа историков будет завершена и опубликована лишь через несколько лет, если только новое руководство разведки опять не передумает.

Читайте также