Мутанты среди нас: зачем ученые редактируют геном человека

07.09.2019, 17:56

Видео программы «Центральное телевидение»

Генетические мутанты уже среди нас, заявили ученые из Университета Индианы. Один из таких мутантов — Оззи Осборн, беспробудный пьяница, наркоман и легенда британского рока. Как оказалось, именно генетическая мутация дала ему сверхспособность хлестать алкоголь и вести образ жизни, который давно убил бы обычного человека. Ученые намекают, что на пути изучения человеческих генов нас ждет немало и других открытий. Ведь гены могут влиять даже на политические взгляды людей. Тем более что исследование по созданию генетически и политически идеального общества уже ведутся.

Две прекрасные китайские девочки Лулу и Нана ознаменовали криком свое появление на свет, будучи абсолютно здоровыми детьми. Однако крик, поднявшийся в мире после заявления китайского ученого Хэ Дзянькуя, заглушил голоса китайских малюток. Ведь биофизик утверждал, что сделал неслыханное — вмешался в геном девочек, одним из родителей которых стал ВИЧ-инфицированный мужчина.

Никаких детальных отчетов о том, как все происходило, пока никто так и не увидел. Но, судя по реакции китайских властей, речь идет не о мистификации. Хэ Дзянкуя немедленно отстранили от работы, а сейчас, по слухам, он находится под домашним арестом. Во многих странах подобные эксперименты прямо запрещены, в других — правовой статус не определен. В числе последних — Россия.

И вот буквально несколько дней назад на сайте Госзакупок появилось объявление о конкурсе на проведение экспертно-аналитических исследований о правовой базе подобных изысканий. Заказчик исследования — аппарат Госдумы России. Стоимость — почти 9 млн рублей. Сроки исполнения — уже к зиме. Парламентарии словно спешат, ведь, возможно, мир уже живет в новой эре, а мы к этому новому году человечества пока не готовы.

Каждый из нас носит в себе некоторое количество дефектных генов. Общее число генетических заболеваний в популяции составляет 3%. Существует уже несколько опробованных технологий редактирования генов. Это что-то вроде манипуляции по починке прибора или механизма с заменой деталей. Дефектный ген обнаруживают и извлекают. Затем исправляют его и размножают до нужно количества. Создают здоровые копии и возвращают обратно в организм.

Пока что именно этичность вмешательства в геном человека считается наиболее спорным вопросом. Но в перспективе это сулит победу над раком, СПИДом и сердечно-сосудистыми заболеваниями, а это примерно 60% всех основных причин смертности.

Павел Волчков, заведующий лабораторией геномной инженерии МФТИ: «Поскольку человечество постоянно меняется, то и наши представления о данной технологии, этике и морали постоянно эволюционируют. Направление задано, и мы рано или поздно мы возьмем в руки собственную эволюцию».

Для писателей-фантастов мир генетически улучшенных людей уже существует — пока на страницах их собственных книг.
Автор «Дозоров» Сергей Лукьяненко несколько лет назад написал роман, который так и называется — «Геном». Там показан мир будущего, который при внешнем благополучии является миром жестко запрограммированных людей. Автор и сам пока не готов оценивать гипотетический мир, где генные технологии — обыденность, как однозначно положительное или определенно отрицательное будущее человека. С одной стороны, люди получат что-то вроде суперспособностей, с другой — любая сила несёт в себе угрозу.

Сергей Лукьяненко, писатель: «Всегда будет искушение делать еще и людей удобных. Идеальных солдат, идеальных служащих, идеальных послушных избирателей и так далее».

Что удивительно — и фантасты, и серьезные ученые сходятся во мнении: генные технологии в их самых невероятных проявлениях и достижениях — очень близкая перспектива, буквально 10–15 лет.

Ужасы генных технологий начали обсуждать еще в 1996 году, когда миру явили овечку Долли, первое клонированное млекопитающее. Исходную клетку добыли из овечьего вымени, поэтому клон назвали в честь популярной американской певицы Долли Партон, любившей акцентировать внимание на своем бюсте. Долли тоже стала суперзвездой, прожила относительно долгую жизнь, родила шесть ягнят и скончалась от легочной инфекции. В некоторых странах уже тогда свернули исследования в этой области или ввели законодательные запреты. Однако с тех пор клонировали уже множество животных, в общей сложности наберется на целый Ноев ковчег.

Доктор биологических наук Евгений Лильин не видит ничего страшного и в клонировании человека. Но считает это бессмысленным. Ведь получится просто физическая копия индивида, при этом не умеющая ничего, даже разговаривать. Куда перспективнее использование новых технологий в клонировании отдельных органов.

Евгений Лильин, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН: «Ликвидируется проблема трансплантации, несовместимости тканей, то, что сейчас крайне сложно. А здесь у каждого человека в течение буквально нескольких недель можно вырастить соответствующий орган. Мы решаем проблему многих заболеваний, включая онкологические и так далее».

Однако пока биологи тренируются только на кошках. В Китае вот-вот поставят на поток производство копий домашних питомцев. Первый экземпляр с этого конвейера — котенок Чеснок. Точная копия уже умершего кота, чей биоматериал был использован для создания клона. Пока это сходство лишь физическое, но в будущем генетики обещают передавать копии и некоторые качества характера донора. Цены, как и сам товар, кусаются. Услуга по клонированию кошки оценивается в 35,5 тысячи долларов США.

Таким образом, генные технологии, кажется, рассматриваются уже не только как нечто спасающее жизнь человека или улучшающее ее качество, но и в чисто потребительском аспекте. Пока это очень сложно и дорого, но с развитием медицинских и биотехнологий будет так же просто, как воспользоваться развлекательным приложением для мобильного телефона. Там уже сейчас можно превратиться хоть в милого котика, хоть в товарища Сталина. Просто для примера.

Связанные новости

Читайте также