В горах Дагестана живут отшельники

28.02.2011, 13:24

Видеосюжет: Омар Магомедов
Видео программы «Сегодня»

Дагестанские старожилы пытаются возродить заброшенные в горах древние аулы.

Дагестанские старожилы пытаются возродить заброшенные в горах древние аулы. Во многих из них сейчас живут всего несколько человек. Большинство жителей покинули свои дома и спустились в долину, поближе к цивилизации.

А в прежде шумных аулах остались единицы, которых называют отшельниками. И уходить из своих сел, фактически превратившихся в призраки, они не собираются.

Корреспондент НТВ Омар Магомедов побывал в одном из аулов и узнал, как живут горцы.

Примерно раз в полгода Шахрат и Рафик спускаются с гор на равнину и пополняют запасы продуктов. Обратный путь пролегает по восточным склонам Большого Кавказского хребта на высоте почти двух тысяч метров.

Дорога, ведущая в аул Маза, представляет собой узкую горную тропу. Некоторые участки не только сложны для передвижения, но и опасны. По сути, это и есть единственная связь с Большой землей. Добраться сюда можно только пешком.

Аул Маза опустел в середине прошлого века. Тяжелые условия жизни и суровый климат вынудили людей переселиться на равнину.

В прошлом известный на всю округу музыкант и свадебный тамада Шахлар живет в горах уже 20 лет. Со временем к нему переехали жена, младший сын и родственник. На окраине древнего аула отшельники построили ферму, а на все сбережения купили коров.

Тажиб Абдурахманов: «Волки особенно нападают, когда без смотра оставляешь коров. Сегодня их отправил на пастбище, и все время под наблюдением».

Кажется, уклад жизни в этих краях не меняется веками. Жилище отшельников — это дом с земляным полом и каменными стенами. Здесь нет мобильных телефонов, Интернета и телевизора. Из благ цивилизации только старенький генератор. Комнаты завалены запасами на зиму. В это время года дом горцев напоминает продуктовый склад.

Рафик Курдуханов: «Например, здесь рис. Здесь макароны».

В следующий раз спуститься за продуктами можно будет не раньше апреля, когда тропы станут менее опасными. Ведь если понадобиться помощь, на расстоянии десятка километров — ни души. Жизнь вдали от людей отшельников не пугает. Покидать аул-призрак они не собираются.

Рафик Курдуханов: «Сейчас работы нет, а здесь свое хозяйство. Прожить можно. Лишь бы немножко помогли светом, и больше ничего не надо».

В администрации Ахтынского района и рады бы помочь. Но официально аула Маза уже давно не существует.

Камалудин Алиев, глава муниципального образования «Сельсовет Смугульский»: «Я думаю, для семей газ и электроэнергия тоже денег стоят, тоже расходы».

С каждым годом в горах Дагестана становится все больше заброшенных аулов, люди покидают свои дома, спускаются на равнины в поисках лучшей жизни.

Шахлар мечтает полностью возродить заброшенное село. Впрочем, массово вернуть жителя обратно в горы даже личным примером уже вряд ли у кого-то получится.

Читайте также