Захват соцсетей и имитация голоса: мошенники изменили тактику

04.09.2019, 11:00

Центр мониторинга и реагирования на кибератаки в финансовой сфере, подведомственный Центробанку, зафиксировал изменение тактики кибермошенников.

Заместитель начальника департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычёв, курирующий ФинЦЕРТ, рассказал, что злоумышленники переориентировались с пенсионеров, которые перестали «вестись» на сообщения вроде «Мама, я попал в беду», на категорию экономически активных людей в возрасте 30–45 лет. При этом 65% — это женщины.

Сычёв пояснил, что цель мошенника — получить как можно больше денег за один раз, а у пожилых людей, как правило, больших сумм на картах нет.

Артем Сычёв: «У более молодых людей уровень доверия к безопасности современных технологий довольно высокий. Поэтому их бывает проще „купить“ на звонок или сообщение от имени сотрудника банка. Главная задача — создать стрессовую ситуацию, в которой человеку будет сложно мыслить рационально».

Вариантов мошенничества с якобы предотвращением несанкционированного списания средств много, и они, по словам Сычёва, постоянно меняются. Это и требования сообщить код из СМС, и рекомендации перевести деньги на «резервный счет».

Артем Сычёв: «В любом случае самая правильная реакция — это положить трубку и перезвонить в банк, уточнить, в чем дело. Причем номер банка надо набирать вручную. Если сделать „обратный вызов“, есть риск попасть на тех же злоумышленников».

Кроме того, по закону у клиента банка есть два дня, чтобы подтвердить или опровергнуть подозрительную операцию, поэтому нет необходимости принимать поспешные решения.

Кроме того, ФинЦЕРТ зафиксировал волну хищений с помощью захвата аккаунтов в социальных сетях. Получив доступ к странице, мошенник публикует на ней посты и отправляет сообщения от вашего владельца страницы, например, с просьбой о помощи.

Артем Сычёв: «В виртуальном пространстве, хотим мы этого или нет, есть излишнее доверие к автору сообщений, который тебе вроде как друг. Это преломляет наши ощущения в пространстве реальном».

Кроме того, зафиксированы случаи, когда злоумышленники имитируют голос знакомого своей жертвы.

Отдельная проблема, по словам Сычёва, — это кол-центры за пределами России, в которых работают русскоговорящие мошенники. Бороться с ними силами российских правоохранительных органов почти невозможно.

По материалам: «Известия».

Читайте также