Бездумная покупка в один клик: как интернет-магазины обманывают покупателей

01.09.2019, 14:47

Видео программы «НашПотребНадзор»

Как вернуть деньги, которые присвоил интернет-магазин? Что делать, если интернет-продавцы взяли деньги и не отправили товар? Правда ли, что фейковые интернет-магазины, которые обманывают клиентов, создают заключенные колоний? Программа «НашПотребНадзор» помогает вывести на чистую воду мошенников.

Покупатели выяснили, что платья из популярного европейского интернет-магазина так идеально сидят на моделях с сайта, потому что на фотосессиях одежду утягивают прищепками. На одном из снимков зажимы забыли отретушировать. И это, пожалуй, самая мелкая уловка, на которую идут виртуальные хитрецы в попытках залезть в карман покупателя. Как же отличить честные онлайн-магазины от опасных, где лишь собирают деньги, а товара нет вообще? Без каких документов заказ у курьера принимать нельзя?

Дорогую косметику для съемок фотохудожник Денис заказал по Интернету из Китая. И получил 15 килограммов камней. А вот посылка из Германии: получатель ждал пару смартфонов, но внутри оказалась лишь бумага. Родители заказали для дочки роскошную куклу, которая сама открывает и закрывает глаза. А пришла дешевая китайская подделка. Заказ товаров через Интернет превратился в рулетку. Однако претензий мало просто потому, что сумма заказа чаще всего — до трех тысяч рублей.

Алексей Нянькин, юрист: «Это мошенничество: введение в заблуждение. Для конкретного потребителя это незначительная сумма, вряд ли он пойдёт куда-то судиться».

Целевая аудитория большинства интернет-магазинов — клиенты, способные совершить импульсивную покупку в один клик. В первую очередь, это касается женщин. Следующие в списке самых желанных клиентов — подростки. Денег у них меньше, но и ценят они их меньше. На западе тинейджерам разрешено заводить дебетовые карты с 14 лет, поэтому только в США они легко «делают кассу» продавцам одежды, обуви и косметики. Не мудрено, что последняя «черная пятница» побила рекорды именно по интернет-продажам. В США в онлайн-магазинах оставили свыше шести миллиардов долларов. Это больше, чем покупатели потратили в обычных магазинах. И именно на эти две категории потенциальных клиентов в первую очередь ориентируются и мошенники.

Создать сайт-однодневку, похожий на солидный ресурс, сегодня можно где-нибудь в далекой теплой стране. Эксперт по онлайн-продажам Евгений Макеев уверяет, что нужен лишь не самый мощный ноутбук с выходом в Сеть. Всего за 200 рублей он покупает домен, скачивает бесплатные фотографии самых вожделенных гаджетов и, конечно, объявляет о скидках.

Евгений Макеев, специалист по созданию интернет-сайтов: «Телефоны относятся к быстрой покупке, и все охотятся за низкой ценой».

Акции, подарки, бонусы. Именно на них и купилась Наталья Чернова, заказавшая коллекционную куклу.

Наталья Чернова: «Очень соблазнительное предложение. И глазки закрывает, и волосы шелковистые, и ручки-ножки сгибаются».

Ее дочка считала дни, когда придет посылка. Но пришла грубая подделка: в отличие от желанной куклы, у этой руки и ноги в суставах не сгибаются, глаза нарисованы, а волосы — как щетина.

Хотя и такое могли не прислать, ведь отследить мошенников и наказать почти невозможно. Например, сайт, созданный Евгением Макеевым для эксперимента за пару часов, готов принимать платежи за красивые картинки, ничего реального при этом никому не отправляя.

Заказывая товар в сети, надо обращать внимание на то, указан ли на сайте или страничке в соцсетях телефон, физический адрес офиса и склада, и есть ли отзывы реальных клиентов. А в чеке или накладной еще должны быть: наименование товара, вес, сорт и его количество. А сверхнизкие цены должны вызывать подозрение. Иначе есть высокие шансы купить вместо смартфона бумагу или камни.

За этими «выгодными предложениями» нет ни офиса, ни склада, ни службы доставки, зато есть безграничный простор для незаконного заработка. А искать таких мошенников, все равно, что ловить ветер в поле. Частенько онлайн-мошенников еще и очень хорошо охраняют: за высокими стенами с колючей проволокой. Поймать таких невозможно, потому что они уже сидят.

Евгений Морозов, бывший заключенный: «Дают разные интернет-объявления о продаже автомобиля. Но этот автомобиль находится где-то в регионе за смешные деньги. Когда высылают предоплату, номер этот исчезает».

У избранных заключенных есть и смартфоны и ноутбуки, уверяет Евгений, сам отсидевший шесть лет. А руководство колонии, по его словам, часто в доле от незаконной подработки заключенных.

Поэтому важно помнить: надежные онлайн-продавцы всегда указывают адрес склада и пункта самовывоза магазина, действующий телефон и рабочую ссылку на соцсети, где можно изучить отзывы других реальных покупателей.

Станислав Ефремов, арт-директор креативного агентства по разработке сайтов: «Здесь должно быть указано юридическое лицо. Если вы хотите пойти дальше, это юридическое лицо можно проверить на сайте налоговой».

Если этого не сделать и оформить заказ, то, можно или ничего не получить, или получить кота в мешке. А курьер лишь пожмет плечами.

Давид Шамаев, коммерческий директор логистической компании: «У курьера при доставке должно быть два вида документов. Первый — транспортная накладная, которая подтверждает получение груза. Второе — документы на сам груз. Это товарная накладная или товарный чек, которые подтверждают информацию о товаре».

А в товарной накладной или в чеке обязательно должны быть: наименование товара, вес, сорт, количество, телефон и адрес отправителя. Все это подтверждает оплату. Если хотя бы части этой информации в чеке нет, предъявить претензию потом будет сложно.

Под давлением курьер с духами какую-то бумагу все же находит, но это не чек и клиенту ничем не поможет.

Ирина и Регина своего интернет-продавца ищут уже несколько месяцев. Одна купила мягкую мебель почти на 100 тысяч рублей, вторая — на миллион. А ведь какие красивые фотографии компания размещает в Интернете. И положительные отзывы есть. Если проверить, то снимки просто скопированы из западных глянцевых журналов. Верх наглости в том, что у фирмы есть и офис в центре столицы, там потенциальным клиентам травят байки о стабильности. А с теми, от кого деньги уже получили, не церемонятся. В московском офисе компании, куда девушки нагрянули после безрезультатной переписки, менеджеры в итоге сдают номер генерального директора в Петербурге.

Вадим Рождественский, адвокат: «Это юрлицо было ликвидировано. А если нет юрлица, прекращаются все обязательства».

То есть фирма существует, но каждый год, набрав долгов у клиентов, банкротится, меняет название и продолжает работать под новым названием. А самых настырных клиентов даже не кормят обещаниями, а просто ставят в черный список телефона. Для рядовых клиентов это обычно тупик. Выйти на руководство почти невозможно. Однако корреспондент НТВ Юлия Сокольникова отыскала создателя такого магазина.

Алексей Говорухин живет в Санкт-Петербурге, назначает встречи только в дорогих ресторанах. А долгами, которые обеспечивают сытую жизнь, он словно хвастает. Он согласился на съемки, думая, что для него снимут хороший рекламный ролик, который привлечет еще больше клиентов. Но узнав, что так близко к нему подобралась команда «НашПотребНадзор», прервал интервью.

Скрываясь, меняя номера телефонов, интернет-адреса, адреса производств, офисов, вымышленных складов и юридические названия фирм, — мошенники годами уходят от ответственности. Поэтому покупки в Интернете хоть и становятся популярнее похода по настоящим магазинам, но риск лишиться денег, ничего не получив взамен, все еще очень велик. Нужно проверять оригинальность фотографий, отзывов, адресов, юридических данных. Или совершать покупки в проверенных местах.

Связанные новости

Читайте также