Петербуржцев знакомят с биографическим фильмом о гениальном импровизаторе

28.08.2019, 18:25

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В медиацентре новой сцены Александринского театра идет показ документального фильма о самом загадочном музыканте нашего времени Олеге Каравайчуке. Фильм «Небесный тапёр» о композиторе, импровизаторе и непредсказуемом гений снимали на протяжении 14 лет.

Каравайчук создал музыку для 150 картин. Первой стала детская «Алёша Птицын вырабатывает характер». Была даже «Поднятая целина», и всё это в духе киномузыки 50-х. Совсем другой Каравайчук уже у Киры Муратовой. Сергей Ландо в биографической ленте о композиторе ни одного фильма не показывает. Вся жизнь автора музыки проходит на экране только через портрет самого Каравайчука.

Сергей Ландо, кинорежиссер, автор фильма «Небесный тапёр»: «Я задавал какой-то вопрос. Например, Олег Николаевич, что Вы думаете о „Лунной сонате“ Бетховена? А он отвечал, что думает о „Лунной сонате“ очень плохо и ему это неинтересно. Предлагал поговорить о Шопене».

Ландо попытался узнать секрет композитора, который никогда не обслуживал музыкой изобразительный ряд. Видение Каравайчука порой было очень далеким от происходящего на экране. И тем не менее автор саундтрека попадал в точку. Такое явление описал американский кинокритик Арнхейм, заметивший еще во времена немого кино, насколько был успешен тапёр, когда не старался точно попадать.

Поэтому и фильм Ландо называется «Небесный тапёр». Каравайчук импровизирует везде: на Выборгском вокзале, в Эрмитаже, концертном зале и где-то со своей знаменитой наволочкой на голове. Однако в фильм не вошел и вовсе бесценный материал. Каравайчук в музее Прадо. Съемочной группе удалось вывести композитора в Испанию, где они снимали по заказу французского телеканала Arte.

Телеканал взял материал и вырезал оттуда Каравайчука, а за использование съемок в России требует авторские в несколько тысяч евро. Таким образом, и европейские зрители не увидели гения импровизации на фоне гениальных картин и отечественные.

Редакторы французского канала об искусстве поступили с Каравайчуком, как советские деятели культуры, не пустившие его на сцену, — просто не дали. Свой фильм Сергей Ландо завершил без этих кадров, ведь у него есть удивительная видеофиксация многих лет жизни весьма необычного композитора, исполнителя и человека, передает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Читайте также