Родственники ищут могилу солдата

23.02.2011, 08:04

Видео программы «Сегодня»

В окрестностях Вены ищут место, где похоронен красноармеец Александр Гуляев.

В окрестностях Вены ищут место, где похоронен красноармеец Александр Гуляев. Его родственники из Сыктывкара начали поиски два года назад, обратившись тогда за помощью к живущей в Австрии переводчице Светлане Ширшовой.

С тех пор она перерыла кипу архивных документов, исходила множество австрийских деревень, где весной 1945-го шли бои, расспросила тех, кто все это видел.

Каков результат, узнал корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.

Александр Гуляев: «Александр Дмитриевич Гуляев. Ему было 19 лет. Это единственная фотография, то, что осталось».

С этой фотографией брата своей мамы его тезка Александр Гуляев прожил всю жизнь. От дяди, отправленного на фронт из комяцкой деревни, в семье все эти годы было известно лишь, что дошел связистом до самой Австрии и погиб в последние дни войны. Надежда найти могилу затеплилась недавно. Прежде недоступные военные архивы страны разместили свои картотеки в сети.

Александр Гуляев: «Нашли пофамильно. Правда, тяжело было».

В прилагавшемся списке погибших однополчан только за день 26 апреля — 31 человек. Но даже продравшись сквозь рой опечаток, узнать, в какой австрийской деревне покоится прах земляков из Сыктывкара, едва ли возможно. На помощь Гуляевым пришли земляки, ныне живущие в Австрии.

Они постоянно на связи уже два года. За это время и для переводчицы Светланы Шершовой неизвестный прежде солдат Александр Гуляев стал как родной.

Светлана Ширшова: «Меня больше всего потрясло то, что совсем молоденькие ребята, 19-летние, погибли за 13 дней до конца войны».

Уже были освобождены и Будапешт, и Вена. До победы, казалось, через Альпы перемахнуть. Но какой ценой! В 107-й дивизии Второго Украинского фронта, где служил Гуляев, лишь за апрель 1945 года — 950 погибших. После месяцев переписки с архивами, посольствами, военными Ширшовой с Гуляевыми удалось раздобыть самую малость, но и самое главное — карты захоронений.

Светлана Ширшова: «Вот то, что я получила от Сергея. На карте Сергей отметил именно то место, где захоронен его дед Гуляев. Вот в этой могиле. А это остальные три могилы».

Ручей Визенбах в 100 километрах от Вены. В ближайшей к речке деревне Светлана ищет хотя бы кого-то из стариков, кто застал здесь весну 1945-го. Но старожилов почти не найти. Отступая, последние части СС деревню сожгли. Леопольд Бертль — один из немногих, кто помнит и оккупантов, и освободителей.

Леопольд Бертль: «Линия фронта в последние дни войны все время сдвигалась туда-сюда. Красная армия шла пыталась взять эту высоту. Но остатки сил вермахта оказывали ожесточенное сопротивление и постоянно отгоняли красноармейцев назад. Своих русские хоронили вот в той стороне. Там был ветхий сарай, они сделали в нем лазарет».

Спустя полвека не осталось ни сараев, ни могил. Лишь воспоминания все тех же стариков, будто в 1946-м останки солдат вроде как перезахоронили. Светлана едет в ближайший город — Лилиенфельд.

Светлана Ширшова: «На мемориале написано с грамматическими ошибками: „Сдесь покоится прах 247 воинов Красной армии. Вы прославили советцкую родину, и родина будет славить вас вечно“. Подпись: „штадт гемайнде“».

Штадт гемайнде — поселковый совет, что каждый год кладет здесь венки. Да вот только не знает, кому.

Хайнц Эппенштайнер, служащий городской общины, директор краеведческого музея: «У нас на окраине города действительно есть советское кладбище. Но сами акты о перезахоронениях в австрийских инстанциях вам не найти. Как правило, они оседали в советских же военных комендатурах, а после вывода из Австрии Красной армии в 55-м были привезены в Москву».

Могилы немецких и советских солдат, погибших в последние дни войны на чужбине, в Лилиенфельде находятся бок о бок друг с другом. И за теми, и за другими следят сами австрийцы. Разница в том, что немцы едва ли не сразу же после войны установили и отчеканили на памятниках фамилии всех захороненных здесь соотечественников. А советская могила и десятилетия спустя, увы, так и остается как будто ничьей, братской.

Здесь ли находится прах того самого красноармейца Александра Гуляева, для его земляков по-прежнему загадка. Помочь разгадать ее еще летом 2008-го Светлане Ширшовой пообещали в российском Минобороны. Говорили, что пришлют отряд поисковиков, но отряд, видно, где-то заблудился, и Светлана продолжает искать одна, чтобы помнили и другие.

Читайте также