Инфантилизму старшеклассников — бой

16.02.2011, 19:22

Видео программы «Сегодня»

С сегодняшнего дня каждый школьник может изучить 70-страничный проект образовательного стандарта.

С сегодняшнего дня каждый школьник, а также каждый родитель школьника, может изучить 70-страничный проект образовательного стандарта. Доработанный документ выложили на сайте Минобрнауки. Первый вариант, опубликованный еще в ноябре, собрал больше 10 тысяч комментариев, подавляющее большинство из которых оказались, мягко говоря, критическими.

Авторы проекта утверждают, что теперь учли все замечания, включив в обязательную программу русский язык (раньше там были только физкультура, основы безопасности жизнедеятельности и курс Россия в мире), а также увеличив число предметов по выбору. Ну вот, скажем, история в число обязательных так и не попала.

Корреспондент НТВ Сергей Малоземов пытался составить будущее расписание.

По поводу новых стандартов уже родилась шутка, дескать, то, что Толстой писатель — это будет обязательная программа. А вот как его зовут — это уже углубленное изучение. Конечно, в реальности никто ничего подобного не планировал. Но вот доходчиво объяснить это родителям и учителям разработчики то ли не смогли, то ли не захотели.

Глава экспертного коллектива Александр Кондаков сегодня это признал, как и ошибки, которые вызвали массовое возмущение. Например, математика и русский язык были через запятую среди необязательных предметов. Получилось, что нарушается даже статья Конституции «О государственном языке». Теперь математика и русский в том или ином виде обязательны к изучению в старших классах.

Александр Кондаков, руководитель группы разработчиков образовательного стандарта, управляющий директор издательства «Просвещение»: «Либо это русская словесность — интегрированный уровень, либо русский язык и литература — базовый или профильный уровень. Спасибо нашим, ну я не могу сказать, оппонентам, а коллегам, которые вели такое активное обсуждение в Интернете. Я считаю, что это очень важно, что мы смогли убрать эту запятую».

Общее число предметов, изучаемых в 10–11-х классах, должно быть девять или десять. Сейчас вдвое больше. Но общее число учебных часов останется тем же, изменится только их наполнение. Итак, безальтернативные и одинаковые для всех три дисциплины: физкультура, Россия в мире и основы безопасности жизнедеятельности.

Остальные предметы, из которых, как из конструктора, надо сложить индивидуальный план, разделены на пять групп, как корзины при жеребьевке. Филология, иностранные языки, общественные науки, математика и информатика, естественные науки.

Из каждой группы надо выбрать один-два предмета. Но не больше. То есть, допустим, если я решил поступать на юриста, то возьму, к примеру, русскую словесность, два иностранных языка, математику с информатикой, естествознание, экономику и право. А вот если я захочу еще и географию с историей, то никто мне не разрешит. Родители уже боятся. Выходит, полноценное образование перестает быть бесплатным. Нужны репетиторы.

Мария Медведева, руководитель общественного движения «Питерские родители»: «Мне придется платить. Потому что я заинтересована в том, чтобы мой ребенок получил общее полное школьное образование. Без всяких урезаний».

Писатель Григорий Остер недоумевает по поводу предмета Россия в мире: почему нельзя просто хорошо учить историю с географией? У Остера даже возникло ощущение дежавю.

Григорий Остер, писатель: «Составить такой большой список ответов на вопросы. Знаете, как когда-то было у лекторов, которые в коммунистические времена вели лекции и на вопросы из зала отвечали. Почему у нас дефицит, зачем мы ведем войну в Афганистане. Или еще что-нибудь такое. И вот, чтобы наш школьник мог спокойно отвечать иностранцам».

Между тем за исключением нашей спорной дисциплины, новые стандарты уже фактически внедрили в порядке эксперимента в одной школе на юге Москвы. Директор Ефим Рачевский говорит, что нигде в мире, как у нас, не изучают в старших классах 19 предметов. Это перегрузка и профанация. Хотят они учиться, как обычно, или какие-то предметы им нужны больше, а другие меньше. Подружки Лена и Ира решили поступать на экономистов и углубляют свои обществознание, английский и математику за государственный счет.

Марина Виноградова, ученица 11-го класса: «Мои друзья из других школ нанимают очень много репетиторов по русскому, математике и остальным предметам. А нам это не нужно, потому что как раз-таки маленькие группы, почти с каждым почти индивидуальные занятия».

Ефим Рачевский, член Общественной палаты РФ, директор образовательного центра №548: «Противники ориентируются на то, что ученик является объектом. И этот объект надо обучать. Ну ребята, дайте, пожалуйста, возможность 15–16-летнему человеку начать самостоятельно строить свою образовательную карьеру. Дайте ему возможность самостоятельно принимать решение и отвечать за это решение, иначе он будет инфантильным вплоть до выборов в Государственную думу».

Заслуженный учитель России уверен: новые стандарты хороши, надо только снять ограничения на число выбираемых предметов. И тогда, что доказано у него в школе, результат будет позитивным. Итоговую проверку знаний ЕГЭ никто ведь не отменял.

Другое дело — как справятся небогатые кадрами школы в регионах. Смогут ли они работать по индивидуальным планам, тем более если некоторые предметы выберут всего один-два ученика. И не надо ли перенести в программу до 9-го класса некоторые, ставшие необязательными, пункты программы старших классов, например, по современной истории? В Минобразования обещают выслушать замечания и в любой случае внедрять новации не раньше 2013-го.

Читайте также