Гипсовые солдаты ждут своего часа

15.02.2011, 21:21

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В 22-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана участники тех событий вновь попытаются убедить власти Сертолова увековечить память участников локальных конфликтов.

Сегодня, в 22-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана, участники тех событий снова попытаются убедить местные власти Сертолова увековечить память участников локальных конфликтов. Ветеранская организация уже давно выступает за создание монумента в городе. И даже готова выполнить почти все работы самостоятельно.

Что стало камнем преткновения, выяснял корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв.

Сертолово — одно из крупнейших мест в России, где компактно проживают ветераны локальных конфликтов. Их здесь больше тысячи. 16 жителей города в афганской и чеченской войнах погибли.

Однако тем, кто хочет почтить их память, в этом населенном пункте пойти некуда. Все воинские памятники, которые есть в этом населенном пункте, посвящены Великой Отечественной войне.

Увековечить память участников локальных конфликтов собираются на заднем дворе жилой многоэтажки. Хоть это и самый центр Сертолова, редкий прохожий решается срезать путь через заросший кустарником и утонувший в снегу пустырь.

Но планируется, что это место преобразится. Уже давно есть проект создания аллеи памяти. На трехмерной модели множество людей изучают подсвеченные мемориальные доски и бронзовый памятник двум воинам — афганской и чеченской кампаний.

Александр Рацкевич уже пять лет борется за установку памятника. Он и сам был одним из первых, кто вошел в Афганистан в 79-м в составе Витебской дивизии ВДВ. Трость — это напоминание о двух годах, проведенных на той войне.

Ступая по скользкой тропинке, он соглашается: целиком аллея памяти стоимостью 35 миллионов рублей — непосильный для Сертолова проект. Но вот два миллиона на установку памятника городские власти обещают уже очень давно.

Александр Рацкевич, председатель сертоловской городской организации локальный войн и военных конфликтов «Боевое братство»: «Слово к делу не подошьешь. Нет самого главного — административного решения об увековечивании памяти погибших. Все на уровне только слов. Создана депутатская комиссия в совете депутатов — решения официально не оформлены. Обращения наши есть — официального ответа нет».

В муниципалитете, доказывая свое желание помочь, показывают акт о выделении участка и согласованный проект аллеи славы. А потом привычно ссылаются на нехватку средств.

Александр Верниковский, глава МО «Сертоловское городское поселение»: «Я ребятам, участникам боевых действий, объяснил прямо при них. Я думаю, поняли бы нас и мертвые, и живые. Если у нас что-то где-то прорвет или свет отключится, я думаю, вы не скажете, что давайте мы посидим без тепла, без электричества, а вы нам делайте памятник».

Сертоловские ветераны локальных конфликтов готовы самостоятельно собрать деньги на отливку скульптуры. От чиновников требуется только окончательное согласование. Памятник уже выполнен в гипсе.

Петербургские скульпторы Виктор Новиков, Андрей Поляков и Надежда Вострикова работали над ним несколько лет. Два солдата — один в афганке, другой — в бронежилете времен второй чеченской войны, они объединили в себе участников всех локальных конфликтов. Завершить работу над памятником можно в течение нескольких недель.

Андрей Поляков, художник-скульптор: «Можно панамку снять, все это снимается, по частям разбирается. Потом все эти части будут отливаться в бронзе, собираться, свариваться и получится такой памятник. Все уже давно готово к литью. Осталось только отлить в бронзе».

Гипсовую модель памятника скульпторы сделали за свой счет: глиняная покрылась плесенью в ожидании одобрения чиновников, которые почти забыли о проекте после муниципальных выборов. Есть поверие, что памятник рождается в глине, умирает в гипсе и возрождается в бронзе.

На то, чтобы воскресить проект монумента в Сертолове, осталось семь месяцев. В августе, если работы не начнутся, истечет срок действия документов на земельный участок. И тогда устанавливать памятник будет уже негде.

Читайте также