Гастроли «Гранд опера» в Большом

10.02.2011, 10:12

Видеосюжет: Алексей Ивлиев
Видео программы «Сегодня»

На сцене Большого театра после 20-летнего перерыва выступит балетная труппа французской «Гранд опера».

На сцене Большого театра после 20-летнего перерыва выступит балетная труппа французской «Гранд опера». Из своего репертуара для московской публики парижане отобрали постановки, так или иначе связанные с Россией.

О долгожданных гастролях — корреспондент НТВ Алексей Ивлиев.

Организаторы гастролей балета «Парижской оперы» говорят, что в Москву они привезли ретроспективу лучших одноактных балетов, и все они имеют какое-то отношение к России. Белоснежные костюмы нескольких десятков артистов на контрастном черном фоне. Филигранно отточена техника исполнения. Этот балет еще в далеком 1943 году поставил никто иной, как Серж Лифаль — некогда Сергей Михайлович Лифаренко. В 1920-х годах ведущий солист русского балета Дягилева. Москвичи могли видеть эту постановку на сцене Большого в 1958 и 1969 годах. И вот новый показ, ставший уже неоклассикой балета.

Жозе Мартинез, солист балетной труппы Национальной академии музыки и танца («Гранд опера»): «Особенность французской балетной школы заключается в чистоте исполнения. Часто говорят, что русский балет обладает исключительными руками, а французский балет — очень выразительными ногами. И мне кажется, что „Сюита в белом“ как раз подчеркивает эту особенность французского стиля».

Так уж сложилось, что труппа Большого театра, который сейчас переживает реконструкцию здания, не раз за последние годы выступала на сцене «Парижской оперы». А вот подготовка ответного визита заняла почти десять лет. Французскую хореографию XX века в этот раз, помимо Сержа Лифаря, представляют Ролан Пети с его «Арлезианкой» и Морис Бежар с «Болеро».

На контрасте «Сюиты в белом» в «Арлезианке», истории о несчастной любви, нет привычных пачек. В первые секунды кажется, что это и не балет вовсе, а драматическая постановка. Но все та же отточенная французская техника возвращает к реальности. Это еще одна классическая постановка балета «Парижской оперы». И все же, главное лакомство для балетных гурманов — это «Болеро» в постановке Мориса Бежара.

И здесь снова тесная связь России и Франции. Музыка Мориса Равеля появилась благодаря заказу на новый балет, который он получил в 1928 году от Иды Рубинштейн. Морис Бежар в своей постановке использовал разрабатываемую еще Брониславой Нижинской идею — один танцующий на столе в окружении толпы. У балета «Парижской оперы» есть две версии исполнения «Болеро»: мужская и женская. И обе они привезены в Москву.

Руководитель французской труппы Бриджит Лефебр помнит женскую версию «Болеро» в исполнении Майи Плесецкой, но считает, что у нее в партии Мелодии должны выступать только соотечественники.

Бриджит Лефебр, директор балетной труппы Национальной академии музыки и танца («Гранд опера»): «Французы и только французы. Хотя есть один испанец, но ему я не смогла отказать. Сами понимаете, испанский мужчина не терпит отказа».

Главная партия в «Болеро» — у Николя Рериша. Удивительное сочетание мужской мощи и пластики. Со сцены в зал идет такая энергетика, что кажется, будто балет длится от силы всего одну минуту. Даже на репетиции «Болеро» почти пустой зал взорвался криками браво и долгими аплодисментами.

Читайте также