Форменное замерзание

02.02.2011, 19:06

Видео программы «Сегодня»

Российским военнослужащим холодно в одежде от Юдашкина.

Сегодня в Екатеринбурге, где находится штаб недавно созданного Центрального военного округа, объявлено о начале проверок в частях. Там жалуются на новое обмундирование, которое неофициально называют «формой от Юдашкина».

По словам жалобщиков, дизайнерские бушлаты доступны всем ветрам и плохо держат тепло. А этой зимой по казармам Урала и Сибири прокатилась волна пневмонии — солдаты ложились на больничные койки целыми ротами.

Тему продолжили и в Общественном совете при Минобороны. Туда пришло письмо из фирмы-подрядчика, которая три года по заказу Министерства разрабатывала особый утеплитель для новой формы. В компании утверждают, что согласованный «на самом верху» материал в итоге заменили дешевым синтепоном.

Корреспондент НТВ Владислав Сорокин разбирался в содержании проблемы формы.

Пресс-конференцию военный прокурор Иванов организовал, чтобы сообщить об итогах работы за прошлый год. Тема — не сенсационная, и неудивительно, что интерес к происходящему журналисты потеряли довольно быстро и едва не пропустили фразу, которая стала главной сегодняшней новостью из Екатеринбурга. Речь о том, что прокуратура начала проверку новой военной формы от Юдашкина на морозопрочность.

Евгений Иванов, военный прокурор ЦВО: «К нам из воинских частей поступали обращения по поводу того, что новая одежда формы холодная. Я все данные нашей работы, которую мы проведем в рамках округа, представлю в Главную военную прокуратуру для того, чтобы на уровне министра обороны, предположим, если это подтвердится, все вопросы решать».

Жалобы на новую военную форму появились еще несколько лет назад, когда комплекты тестировали в разных частях страны, в том числе и там, где зимой по-настоящему холодно.

Владимир Пеприк, старший офицер-инспектор Дальневосточного военного округа: «На Дальнем Востоке зимы немножко попрохладнее, чем в других регионах страны. И хотелось бы иметь воротник зимний».

Все жалобы подопытные военные записывали в специальные дневники наблюдений, а затем отправляли их начальству в Москву. Прошли годы, казалось бы, все замечания учтены, форму торжественно представили президенту. Из экспериментальной она превратилась в повседневную, но изменилось, видимо, только название — в новой одежде по-прежнему холодно.

Дмитрий Ковалёв, солдат срочной службы: «Форма многим не нравится».
Корреспондент: «Почему?»
Дмитрий Ковалёв: «Потому что холодная форма, продувается бушлат».

После того, как в Еланском гарнизоне, что на Урале, заболели пневмонией больше сотни срочников, стало понятно, что виноват в этом не только пониженный иммунитет. Почти все солдаты жаловались родителям, что мерзли в части на плацу.

Андрей, отец призывника: «Говорит, что основная проблема в том, было холодно, форма не спасает».

Новую форму разрабатывали целых несколько лет, на это ушли многие миллионы рублей. Камвольные ткани, полиэфирные волокна, мембранные материалы и легкие синтетические утеплители — обо всех этих суперсовременных технологиях СМИ не раз сообщали в контексте разработки новой военной формы. И в опытных образцах, что тестировали, например, на Дальнем Востоке, эти материалы действительно присутствовали. Но когда начался массовый пошив формы, офицеры, все больше анонимно, в Интернете стали сообщать, что качество одежды сильно ухудшилось.

Возможно потому, что решили сэкономить. Производитель ткани холофайбер рассказывает, что с Минобороны у них был контракт, по которому компания три года разрабатывала этот материал для армии, успешно разработала, профильные институты рекомендовали его к пошиву, но на конвейер материал так и не ушел.

Александр Боначёв, генеральный директор завода нетканых материалов: «В военных округах проводились испытания новой полевой формы с нашим утеплителе, а, так сказать, в серию не пошел наш утеплитель. Такая длительная работа в общем-то не закончилась ничем, мы вышли из проекта. А когда новая форма была принята на вооружение, у нас не было закуплено ни метра для новой военной формы».

В этой длинной производственной цепочке от модельера Юдашкина до неизвестного портного в Новосибирске, а именно там находится фирма, выигравшая тендер на пошив формы, — много слабых мест. Мечта о сверхсовременной армейской одежде столкнулась с российской действительностью, в которой мифические нанотехнологии, может, и справляются с сибирскими морозами, но валенки и тулуп надежнее. Поэтому в них солдаты и будут ходить до конца зимы.

Читайте также