Стиляга Волк и тунеядец Винни: как крамольные персонажи попали на советские экраны

29.05.2019, 17:51

Видеосюжет: Михаил Плахотник
Видео программы «Сегодня»

Сегодняшний день в истории можно смело назвать началом золотого века отечественной мультипликации. Ровно 50 лет назад закрутилась «Веселая карусель» под хорошо всем знакомую песенку. Родом именно из 1969 года «Бременские музыканты», Заяц и Волк, Винни Пух, Гена и Чебурашка. Как удалось прорваться к зрителю персонажам, в каждом из которых строгие худсоветы могли при желании найти и подрывную агитацию, и тлетворное влияние Запада, и просто антисоветчину?

Ровно 50 лет назад, когда чиновники подписали прокатное удостоверение «Веселой карусели», они и представить не могли, что на эту мелодию нетерпеливая ребятня будет бежать даже быстрее, чем к полдничной запеканке со сгущенкой.

Леонид Носырев, художник-мультипликатор, кинорежиссер, профессор ВГИК, заслуженный деятель искусств РФ: «Это чисто авторское кино. Ты и мультипликатор, ты и сценарист, и художник».

Первый выпуск «Карусели» — абстрактная «Мозаика», сюрреалистичный «Рассеянный Джованни», хулиганский западный «Ну, погоди!», и, конечно. «Антошка». Юрий Энтин вспоминает, как тогда в 1969 году на волне успеха они шокировали критиков уже другим мультфильмом — «Бременскими музыкантами».

Юрий Энтин, поэт, драматург: «В Союзе композиторов, когда Гладков показал эту музыку, он рассказывал, что наступило такое гнетущее молчание, которое длилось минут 10».

Еще бы! В детском мультике, страшно сказать, звучит рок-н-ролл! Что самое интересное, внешний вид героев продиктовала музыка, а не наоборот! Такого еще не было.

Игорь Наумов, ведущий радио «Серебряный дождь»: «Они были сделаны по образу и подобию западных рок-музыкантов, самых актуальных по тем временам. Прежде всего это The Rolling Stones. Например, Осел — это компиляция фронтменов — Мика Джаггера и Кита Ричардса».

Критики назовут мультфильм «марихуаной для детей», а саундтрек «Бременских музыкантов» разойдется небывалым тиражом 28 миллионов! В музее «Созмультфильма» ждет еще одно открытие — Чебурашка на деле еще более миниатюрный, чем кажется. Мало кто знает, что на успех повлияла вовсе не физиология ушастого малыша, просто сценарий был прорывной для того времени.

Сергей Капков, шеф-редактор киностудии «Союзмультфильм»: «Позволили себе абсурдный юмор и абсурдный мир. Появился Крокодил, который работает крокодилом в зоопарке. Появился зверек неизвестной породы, бесполезный, ничего не знает и не умеет, он сам — никто, он не знает, как его зовут. Но он появился с глобальных идей подружить всех одиноких в этом городе».

Придумать зверя — смелость, но не меньшая смелость в 1969 году снять мультик не по русской сказке, а сказке западной. Правда, герой у Фёдора Хитрука и Бориса Заходера получился с нашим менталитетом.

Сергей Капков: «Он к чертовой матери выкинул оттуда Кристофера Робина, он сделал главным героем медвежонка, который не игрушка в руках у мальчика, а живой медведь, который живет в лесу. Он — философ и поэт, а потому тунеядец, вместе с Бродским может быть выслан куда-нибудь из страны. Это и притягивало!»

Волк и Заяц поначалу отталкивали режиссеров. Никто не хотел браться за «Ну, погоди!», пока сценарий не увидел Вячеслав Котёночкин. И опять случился невиданный скандал: отрицательный персонаж — главный герой. Волк — тунеядец, стиляга в клешах, аморальный, асоциальный тип. Что Волк хочет сделать с Зайцем, точно не знает никто, но для публики это неважно до сих пор. Согласно опросам, мультсериал «Ну, погоди!» занял первое место по популярности в России.

Эти шедевры 1969 года актуальны в XXI веке. Можно только предполагать, как чиновники тогда пропустили столько революционных героев и сюжетов.

Борис Машковцев, директор киностудии «Союзмультфильм»: «К этому относились с меньшей степенью серьезности, что вредного можно сделать в мультфильме. В этом смысле сейчас работать с детским кино сложнее».

Но мультплодотвоность 1969 года и это все же вряд ли объяснит. Кто-то предположит, что сыграло роль шестидесятничество, однако года подобного 1969 году не было ни до, ни после.

Читайте также