В Москве показали запрещенный в Европе фильм о трагедии в одесском Доме профсоюзов

29.04.2019, 16:51

Видеосюжет: Светлана Гордеева
Видео программы «Сегодня»

В Москве сегодня вспоминали события в одесском Доме профсоюзов, в мае 14-го. В Центральном доме журналиста состоялся показ немецкого документального фильма об этой трагедии. В картине никаких оценок, только воспоминания очевидцев и родственников жертв. Тем не менее в Европе выпустить ленту в прокат режиссер Вильгельм Домке-Шульце не смог.

В фильме известного немецкого документалиста смешались кадры разных лет — видеохроника событий 2 мая 2014 года в одесском Доме профсоюзов, где в результате столкновения сторонников Майдана и Антимайдана произошел пожар, унесший жизни 48 человек, и съемки с годовщины трагедии.

Домке-Шульц намеренно не дает оценок. Здесь нет закадрового текста, только документальные кадры и интервью, в том числе и с радикальными националистами, с которыми он познакомился во время съемок митинга фашистов в Одессе. Зрителю не навязывают ничью точку зрению, ему просто дают выслушать жителей Одессы, которые высказывают свою версию причин трагедии. Домке-Шульц подчеркивает — ему было важно показать обе стороны.

Парадоксально, но фильм о том, что в гражданской войне нет правых и не будет мира в стране, в которой одни считают себя выше других, а власти бессовестно манипулируют народом в своих целях, демократической Европе пришелся не по вкусу. Домке-Шульцу, несмотря на все регалии и заслуги в немецкой документалистике, дали понять, что такая объективность европейскому зрителю не нужна.

Не посмотрела, но заочно осудила его и Украина, обвинив аполитичного кинематографиста в том, что он сделал кино на заказ. Режиссер растерялся, однако смирился и готов был убрать свой многолетний труд на полку, но неожиданно получил приглашение из России, где часто бывал со своими лекциями.

Показ был закрытым, но организаторы уже работают над тем, чтобы фильм получил прокатное удостоверение. Они готовы перевести его на несколько языков, для того чтобы европейский зритель все же сам мог решить, смотреть ему ленту об Одессе или нет.

Читайте также