Тайны человеческого мозга: интервью профессора Алексея Осадчего. Эксклюзив НТВ

22.04.2019, 10:00

Видео программы «Поздняков»

России есть что предъявить миру с точки зрения нейротехнологий, но есть нюанс, и существенный. Такое мнение в эксклюзивном интервью НТВ высказал глава Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ Алексей Осадчий.

Мы публикуем полную видеоверсию интервью. В эфир НТВ беседа выйдет сегодня в 00:05.

«У нас в России основная проблема даже не в том, что у нас нет каких-то прорывных интересных работ. У нас они есть. Их только очень мало. И мало окружения. И здесь мы, кажется, очень серьезно проигрываем. Это напрямую все-таки завязано на финансирование, у нас в „вышке“ (Высшей школе экономики. — Ред.), слава богу, все хорошо, но мы привлекаем достаточно серьезное внешнее финансирование».

Осадчий в интервью НТВ рассказал и о медицинском значении исследований мозга.

«Удивительная штука, что у человека после инсульта повышается пластичность мозга, то есть повышаются свойства нейронов образовывать новые связи. Понять как, я даже не могу сказать, сможем ли мы. Но то, что мы сможем использовать наши знания для избавления людей от ряда заболеваний нейродегенеративных, это, безусловно, произойдет, и это уже происходит».

Что касается прикладных исследований, то, как считает Осадчий, недавние эксперименты, связанные с восприятием человеком рекламы, вполне можно было бы использовать для проверки эффективности учебных пособий.

«Мы делали недавно проект, который, мне кажется, действительно полезен для исследования эффективности рекламы. Мы следили за слуховым вниманием. И можем предсказывать достаточно точно, что вот эта реклама — плохая, неэффективная, а вот эта — хорошая».

По словам Осадчего, на сегодняшний день в стране ведется немало исследований, касающихся моделирования процессов, происходящих в мозге, например, как возникает наркотическая или никотиновая зависимость.

«Что касается патологических каких-то процессов, очень часто идут исследования, связанные именно с моделированием. И на основе этих моделей пытаются создавать фармакологические препараты, которые будут воздействовать на те или иные рецепторы».

Благодаря неинвазивным технологиям нейрокартирования удалось серьезно продвинуться в лечении эпилепсии: стало легче определять первичные участки головной коры, откуда исходит ненормальная высокоамплитудная активность.

«Неинвазивные технологии нейрокартирования позволяют нам локализовывать участки коры первичные. Потому что обычно мы находим несколько участков, откуда возникает ненормальная, высокоаплитудная, мощная активность, которой нет у нормального человека. Вспышка, можно сказать. Мы научились обнаруживать эти участки. Мы почти умеем понимать, какой из них первичен. Мы помогаем серьезно врачам».

Теперь медицинские экзоскелеты будет проще настраивать на конкретного пациента. Осадчий рассказал результатах совместной работы с проектом «ЭкзоАтлет».

«Мы решили ряд технологических проблем, связанных с напряжением мышц у человека, когда он стоит на костылях вот на этих, связанных с моторчиками. Казалось, банальные вещи, но все это были препятствия, и за полгода мы это все сделали, и у нас сейчас есть система, которая позволяет легко настроиться на разного пациента. И реабилитация больных, в общем, более чем может быть реализована».

Что касается создания совершенного биоэлектрического интерфейса, то, по словам Осадчего, концептуально это очень просто, но очень сложно технологически: научиться считывать активность нейронов в большом количестве, передавать их на вычислительное устройство и дальше — к протезу.

«Если вы имеете доступ к отдельным нейронам, даже к тысяче нейронов, то, в общем, задача декодирования нейронов несложная. Проблема в том, как этот доступ получить, как организовать электроны.

Есть массивы электродов — они размером примерно сантиметр на сантиметр, такие угольчатые, — их имплантируют даже людям, и люди научаются пользоваться протезами внешними. Даже решается задача по доставке обратной сенсорной связи. Но все равно это неестественная обратная связь, но если научиться слушать отдельные нейроны или их популяции и их стимулировать, то задача решается.

Нужно организовать систему стимуляций, если мы хотим обратную связь обеспечить. Когда она есть, это сильный скачок — вы чувствуете, что интерфейс ваш, это ваша рука. Сейчас обходят эту проблему, используя ассоциативные свойства нашего мозга, нашей психики, используя просто вибростимуляцию. Допустим, если горячо, у вас там что-то одно стимулируется, если твердое — начинает нарастать интенсивность. Мне кажется, что построить интерфейс идеальный концептуально уже понятно как, нужно решить ряд технологических вопросов — считывание активности отдельных нейронов в большом количестве, передачу их на вычислительное устройство, ну и дальше протезу. Но нужен доступ к отдельным нейронам».

Читайте также