Сделка века: чем обернется признание Голан израильской территорией

31.03.2019, 19:41

Видеосюжет: Анатолий Майоров
Видео программы «Итоги недели»

Дональд Трамп и Биньямин Нетаньяху еще никогда не были так близки публично — долгие рукопожатия, объятия и даже один короткий поцелуй. Пока полмира предрекало новую войну после этой встречи, президент США и премьер Израиля издевались над диппротоколом как могли.

Политики 13 минут объясняли, почему так важно забрать чужую землю, полторы минуты Трамп это объяснение подписывал. В дни еврейского праздника Пурим его уже сравнили с заступницей Эсфирь, спасшей евреев в древней Персии.

Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля: «Господин президент, я должен сказать, что я принес вам ящик лучшего вина с Голан. Я знаю, что вы не большой любитель вина, но, может быть, я отдам его вашим помощникам?»

Морально трудно увязать библейские сюжеты в Овальном кабинете с бизнесом, но подпись Трампа уже подвергли конвертации по курсу.

Эйал Зиссер, профессор экономики Тель-Авивского университета: «Доход Израиля — 200 миллиардов долларов. Доход Голанских высот был всего 100 миллионов».

А будет больше. По качеству вина Голаны — как Тоскана и Кахетия. Правда, в среднем по 100 долларов за каждую бутылку. Элитное вино все эти годы продавали за границу со скандалом или позорной этикеткой «произведено на оккупированных землях». Признание США не отменит позицию ООН, но изменит отношение к позиции.

Уди Нета, экономист: «Если США заявляют, что это израильские земли, другие страны придут. Это начнется с небольших европейских стран, небольших стран в Южной Америке, начнется реакция, потянутся инвесторы».

Майкл Спрингман, бывший сотрудник Госдепартамента США: «Совершенно точно там есть запасы нефти. Недавно выяснилось, что американо-израильская компания Genie уже готова к освоению этих земель. Стоит ли говорить, что люди в этой компании близки к Дональду Трампу?

Мэр крупнейшего на Голанах города Кацрина репатриировался еще в 1991 году, но говорит по-русски свободно. Здесь есть с кем поговорить, ведь 35% жителей — из Советского Союза. Приезжали, когда здесь еще стреляли.

Дмитрий Апарцев, мэр Кацрина: „Голанские высоты — стратегическое плато, которое обеспечивало Израилю не столько превосходство, сколько надежную защиту на протяжении последних 50 лет“».

Если не стреляет Сирия — войны не будет, если Израиль не стреляет — не будет самого Израиля. Законы выживания, которые Запад молча принимал, не прошли в истории с Голанами даже с теми, кто признал новое посольство США. На фоне всеобщего неодобрения выделяются разве что сирийцы, которые предложили Трампу отдать Нетаньяху два американских штата, и Ливан, который земли потерял, но до сих пор молчит.

Фарук Логоглу, бывший посол Турции в США: «Это хороший вопрос. Я думаю, что „Хезболла“ определенно точно отреагирует на это, но неизвестно как и когда. Но будьте уверены, что „Хезболла“ ответит».

Раненых при обстреле Израиля записали на счет некой группировки, которая не подчиняется ХАМАС. И это якобы даже не бойцы «Аль-Кудс», которые строят ракеты по иранским чертежам и кокетливо рисуют знак вопроса вместо дальности. Через египетскую делегацию после ракетного обстрела Тель-Авив передает личное послание ХАМАС: еще одна выходка — умрете, а израильские танки будут в центре Газы.

Исмаил Хания, лидер группировки ХАМАС: «Что касается заявлений Нетаньяху ликвидировать меня и других руководителей ХАМАС, то это предвыборные обещания для улицы. Израиль, без сомнения, обладает большой военной силой, однако это совершенно не позволяет ему навязать свою политику палестинскому сопротивлению».

Перекрыв обзор израильским солдатам машинами медицинских служб и прессы, на палестинской стороне проходит встреча представителей всех группировок в Газе. Сегодня здесь не стреляют, не бросают камни и «коктейли Молотова», но обещают череду громких новостей.

Самая громкая оглушила всех уже в субботу. Годовщина марша возвращения состоялась, несмотря на угрозы Тель-Авива двинуть в Газу свой танковый кулак. К земляному брустверу несли флаги США — прямой намек на историю с Голанами. Ее, подобно знамени, подхватили те, кому ХАМАС платит за ранения на беспорядках. В субботу их было 240 человек.

Ксения Светлова, депутат Кнессета: «Если положить руку на сердце, то в арабских странах многие считают, что этот шаг, возможно, подготовка к следующему шагу, а именно аннексии Западного берега».

Хеврон — пока еще часть палестинской автономии, где метр за метром Тель-Авив скупает земли на деньги меценатов. Во всех мирно отвоеванных кварталах Израиль как всегда проводит политику заборов. Движение как всегда одностороннее, попасть из арабского квартала в еврейский без досмотра уже нельзя. Здесь живут 245 тысяч палестинцев, а по эту сторону — максимум 850 израильтян.

Ишай Флейшер, международный представитель еврейской общины в Хевроне: «Это несправедливость, что нам так тяжело прийти обратно в тот город в котором мы жили 3400 тысячи лет. У арабов должно быть свое государство здесь? Нет, конечно нет! Они будут жить очень хорошо под нашей властью, а если хотят свое государство — пожалуйста, есть 22 страны, даже палестинская страна, которая называется Иордания, она прямо рядом здесь».

Израильтяне, потеряв голову от подарков Трампа, не скрывают: всем несогласным с новыми порядками — на выход, туда, где в лабиринтах самостроев уже 5 миллионов человек. Расширять старые дома или возводить новые здесь уже просто негде. На улице лагеря трудно разойтись со встречным, поэтому здесь постоянно надстраивают новые этажи.

Триста тысяч иорданцев — безработные. На подходе еще десятки тысяч новых ртов. Толпа, способная снести любой забор и затоптать любой танковый кулак с солдатами и генералами, зреет на перечерченных границах Ближнего Востока. Одной рукой США дают Амману 95 миллионов на здравоохранение, другой дарят Тель-Авиву контроль над пресными водами Голан. Ничего личного, только сделка века.

Читайте также