«Я знаю, кто ты»: монстр из Интернета охотится на детей

24.03.2019, 20:20

Видеосюжет: Иван Трушкин (Иван Трушкин)
Видео программы «Итоги недели»

Во всем мире интернет-террористы целятся в детей, калеча их психику, доводя их до травм и даже до самоубийства. Онлайн-манипуляторы работают по технологиям, год назад обкатанным на России.

Француз Ренэ Гаттино уверен: у его сына-подростка не было оснований сводить счеты с жизнью. Парня не обижали в школе, он был весел, активен — в общем, обычный ребенок. И только в последние дни отец почувствовал, что мальчика стало что-то тревожить. Уже после самоубийства сына Ренэ начал рыться в его компьютере.

Ренэ Гаттино: «Мы открыли его почту и узнали, что он искал — этот запрос даже был у него в „Избранном“. Он вновь и вновь интересовался этим Момо. Ему нравились всевозможные игры и испытания-онлайн. Он считал, что Момо — одно из таких».

Работает это примерно так: в соцсетях или мессенджерах с ребенком связывается неизвестный. Вместо фото — изображение уродливой японской скульптуры, полуптицы-полуженщины. Ее имя — Момо. Этот контакт начинает интересоваться у ребенка, как дела, как жизнь — в общем, завязывает знакомство. А дальше требует пройти испытание, проверить себя на смелость. Если дети отказываются — пытается шантажировать и давить.

Если такая птичка-невеличка начнет угрожать или чего-то требовать от взрослого, тот просто заблокирует контакт. Но с детьми выходит по-другому: даже испугавшись, они продолжают общаться, опасаясь неведомого «проклятия». Американка Перл Вудс рассказывает: у ее дочери аутизм, и зловещее Момо буквально вводило девочку в транс.

Перл Вудс: «Она начала спрашивать меня, что будет, если вставить нож в розетку… Пока я спала, Момо сказала моей дочери, чтобы та включила газовую конфорку».

В России о Момо узнали еще прошлым летом, а теперь японской скульптуре удалось напугать полмира. Западная пресса бьется в истерике и называет Момо онлайн-террористом, чудовищем, способным довести ребенка до суицида. А учителя по всей Европе массово рекомендуют присмотреться, что дети делают в Интернете.

Уилл Гарднер, директор фонда Childnet International: «Если вы родитель, попросите ребенка обучить вас каким-то современным технологиям, рассказать о трендах. Проявите интерес. В ответ можно рассказать об историях, о которых пишет пресса и которые заставляют вас переживать. Но это точно должно быть общение, а не приказ: ну-ка, садись, мы сейчас с тобой поговорим о безопасности в Интернете!»

Момо может атаковать ребенка, даже если он не пользуется мессенджером. У Екатерины Гаспарян из Лос-Анджелеса четверо детей и понятно, что одновременно за всеми не уследишь. По совету знакомых Екатерина решила — просто на всякий случай — спросить у старшей дочки, знает ли она о Момо. В ответ девочка разрыдалась. Выяснилось, что видео с этим чудовищем кто-то вмонтировал во вроде бы безобидный мультик на YouTube.

Екатерина Гаспарян: «И это чудовище ей сказало: „Я знаю, кто ты какая, я знаю, сколько тебе лет, я знаю, где ты живешь, я знаю, кто твои родители“. Момо дала ей задание: „Когда все лягут спать, ты должна обрезать себе волосы. И если ты об этом кому-то скажешь — я приду к тебе и расправлюсь с тобой“».

Понятно, придумывают такое реальные люди, а не компьютер. Спасением детей от таких умельцев Сергей Пестов стал заниматься после горькой семейной истории — его дочь была участницей одной из так называемых «групп смерти» в соцсетях, где детей склоняли к самоубийствам. Сергей рассказывает: организаторами бывают и откровенные психи, и те, кто получает наслаждение от манипуляции детьми.

Сергей Пестов: «Другая категория — это, может быть, даже те же сверстники детей, вовлеченные ранее. Это тоже жертвы, потому что они уже себя как бы потеряли, ребенок находится в том состоянии, что он уже не контролируемый, он уже ведомый. То есть это целая иерархия получается».

Это в случае с атаками на банки или кибершпионажем хакеры действуют целыми группами. Чтобы найти их, нужно порой несколько недель, а то и месяцев. Преступники, которые пытаются манипулировать детьми, чаще всего одиночки и плохо прячутся. А потому грамотному специалисту потребуется несколько часов, чтобы их найти.

Но и это злодеев не останавливает. История из России: родители установили в комнате ребенка камеру с микрофоном и колонками, чтобы можно было с мобильника посмотреть, чем он там с няней занимается. Правда, пароль у камеры не поменяли. И к ней подключился кто-то еще.

Артём Артёмов, ведущий специалист по компьютерной криминалистике: «Он что-то говорил через эту камеру. Пытался запугать ребенка, то есть какие-то страшные вещи говорил. Ребенок бегал к родителям, рассказывал, что с ним разговаривает камера. В общем, находился в стрессовом состоянии».

Но опаснее таких частных историй игры формата «а вам слабо?», вирусно расползающиеся по Интернету. Девочка по имени Тимия решила вместе с друзьями пройти «испытание огнем». Направила на себя аэрозоль и подожгла. В итоге — ожоги половины тела. Другого подростка испытывали уже водой — горячей. Друзья пришли в гости, подождали, пока он уснет, и облили кипятком.

Пока неясно, как бороться с онлайн-манипуляторами. Понятно, что доведение до самоубийства — это, конечно, статья. Но за что-то другое привлечь крайне трудно — за переписку в чате не сажают, а слезы и страхи ребенка вместе с его поломанной психикой для правоохранителей не аргумент. Поэтому родителям стоит надеяться только на собственную внимательность.

Читайте также