«Поймать хайп»: худрук МХАТа — о цензуре, обнаженке и матерщине на сцене

25.03.2019, 10:00

Видео программы «Поздняков»

Государство, каким бы оно ни было, использует цензуру в тех или иных формах. Другой вопрос — как оно это делает. Такое мнение в эксклюзивном интервью НТВ высказал художественный руководитель МХАТа имени Горького Эдуард Бояков. НТВ.Ru публикует полную видеоверсию беседы.

Худрук МХАТа подчеркнул, что форм у цензуры всегда было много, в том числе в тех государствах, которые называют себя либеральными.

«Здесь — надо признать — мы, конечно, сильно проигрываем Западу в этом умении тонко настроить эти процессы. Если мы что-то рубим, то как-то вообще грубовато порой получается. Но ничего, научимся».

Что касается матерщины и обнаженки на театральной сцене, то в художественном смысле, по словам Боякова, все не так просто, но этические рамки должны быть, а законодательные отчасти уже есть.

«Во всяком случае, на юридическом уровне должно быть очень четко прописано. И, кстати, это есть. Есть перечень слов, которые запрещены со сцены. Кстати, этот закон нарушается повсеместно совершенно! Я хочу обратить внимание и депутатов, и общественности: почему мы приняли этот закон и почему мы его не выполняем?»

Злоупотребления по этой части, по мнению Боякова, связаны с либеральной парадигмой, модой, попыткой художника нащупать границу дозволенного и переступить ее, чтобы «поймать хайп» и заработать медийную популярность.

Российскому театру, с точки зрения Боякова, не хватает осознания, что имперский театр и советский театр были русскими, а государственникам — что имитационный, дежурный патриотизм порой опаснее либеральной доктрины.

«Опасность этого имитационного патриотизма, опасность неподключения к действительно глубоким энергиям, глубоким корням нашей культуры, неизбежно приведет к тому, что появится ощущение: на камеру мы такие все патриотичненькие, а когда будем выбирать фильм, книжку, страну для путешествия, страну, куда отдать ребенка учиться…. Давай-ка я ребенка отдам в Швейцарию учиться, рассуждает среднестатистический русский успешный коммерсант. И это страшно. Это катастрофа».

Худрук МХАТа призвал бороться с такого рода патриотами не спецоперациями и кампаниями, а созиданием. Театр, на сцене которого из слова рождается герой, — уникальная площадка для этого.

Что касается ожиданий профессионального сообщества от Года театра в России, то, по словам Боякова, главные надежды и чаянья связаны с тем, что театр был и останется пространством поиска и свободы, лабораторией смыслов.

Читайте также