Игра цвета и света: в Эрмитаже представили отреставрированную «Проповедь» Питера Брейгеля-младшего

19.03.2019, 21:00

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Спустя несколько десятилетий в экспозицию главного петербургского музея вернулась «Проповедь Иоанна Крестителя» Питера Брейгеля-младшего. Полотно долго находилось на реставрации, эксперты восстанавливали все детали, и сегодня холст продемонстрировали первым зрителям в Меншиковском дворце.

Ученые сегодня не могут точно сказать, какое количество копий «Проповеди Иоанна Крестителя» кисти Питера Брейгеля-старшего написал его сын. Эта, которую хранит Эрмитаж, не видела свет несколько десятилетий. И вот теперь после реставрации ценители фламандцев могут изучить, а при желании и понять стиль Питера Брейгеля-младшего, пусть и повторявшего полотна отца, но выработавшего свой стиль.

Питер Брейгель-младший сделал свою картину размером больше оригинала. И, скорее всего, писал он ее исключительно по рабочим материалам отца. Искусствоведы считают, что ко времени создания полотна, а это 1604 год, картина Брейгеля-старшего уже была у заказчика. Но вряд ли это обстоятельство повлияло на личное понимание и осмысление художником сюжета, повествующего о событиях XVI века в Нидерландах, когда религиозные конфликты приобрели политический оттенок.

Николай Зыков, главный хранитель нидерландской живописи XV-XVI веков Государственного Эрмитажа: «Он довольно точно скопировал фигуры, сюжет и общее расположение всех героев на картине. Но при этом по-своему решил цветовые аспекты. Они здесь отличаются».

Открывшиеся после реставрации детали и авторские штрихи позволят ценителям голландцев досконально изучить тех, кто оказался на проповеди Иоанна Крестителя на опушке леса на холме.

В процессе расчистки двух поздних слоев лака стали доступны следы переноса живописи с трех деревянных досок на холст. Это было в конце XIX века. Работая с картиной, ученые обратили внимание, с какой тщательностью Питер Брейгель-младший пытался передать фактуру земли, деревьев и цветов. У полотна, которому окончательно вернули авторский замысел, появилась акустика, заигравшая светом и цветом, отмечает корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Читайте также