Социальный бунт: французы восстали против «показухи» Макрона

17.03.2019, 19:38

Видеосюжет: Валерия Алёхина
Видео программы «Итоги недели»

Протесты «желтых жилетов» во Франции превратились в настоящий бунт после того, как Макрон назвал демонстрантов «толпой неудачников».

К очередной субботней акции «желтые жилеты» готовились особенно. Протестующие знали, что полиция может начать разгон едва ли не в самом начале, потому что буквально перед этой акцией сенат Франции принял новый закон о протестах. Поэтому люди разделились на четыре группы — по регионам Франции — и начали массовое шествие одновременно с четырех разных точек, чтобы единым фронтом объединиться в районе Елисейских полей.

Это были уже не те «желтые жилеты», которые 18 недель назад вышли на первый протест, — это уже настоящий социальный бунт всей Франции против политики Макрона. Против, как они его называют, президента богатых.

Участница протестов: «Власть делает вид, что все хорошо. Они нас не слышат и будто бы не видят! Макрон называет нас неудачниками, но он просто понятия не имеет, как живет Франция хотя бы в 100 километрах от Парижа!»

Едва протестующие дошли до Триумфальной арки, начались столкновения: в полицию полетели дымовые шашки, бутылки и камни. Полиция ответила жёстко: слезоточивый газ, водометы, стрельба резиновыми пулями. У полицейских приказ — не дать демонстрантам приблизиться к Елисейскому дворцу. В дыму протестующие отступили, но в прямом смысле отдышавшись, вновь попытались прорвать полицейский кордон.

Участники протестов говорят: мы предупреждали — это ультиматум, у президента было время для конкретных решений. Но вместо этого он устроил «какую-то болтовню» — так называют «национальные дебаты», которые Эмманюэль Макрон провел как ответ на массовые протесты. Вместо того, чтобы поговорить с людьми, Макрон заявил, что с «толпой неудачников» он ни о чем договариваться не будет.

Арно Бенедетти, профессор университета Сорбонны: «Эммануэль Макрон совершил двойную ошибку. Во-первых, его заявления касательно этого движения были восприняты как аллергия на проявление общественного мнения. И второе — его фраза, что „найти работу во Франции легко — достаточно лишь перейти улицу“, возмутила еще большее количество людей».

Французы считают, что Макрон занимается показухой вместо решения реальных проблем: понижения налогов, повышения минималки по зарплате, сокращения госрасходов на чиновников, ужесточения контроля за нелегальной миграцией. Кстати, мигранты тоже примкнули к этим протестам. В какой-то момент движение, вообще, заметно радикализовалось — среди протестующих появились и крайне левые анархисты, и ультраправые националисты. Многие воспользовались массовыми демонстрациями для погромов и грабежей.

Антуан Колонна, шеф-редактор международного отдела журнала Valeurs Actuelles: «Сегодня в Европе мы становимся свидетелями набирающих силу националистов, патриотов, сторонников суверенитета. Основная причина этого — вымывание среднего класса в экономическом смысле. Когда люди не так бедны, чтобы получать пособия, но при этом им едва хватает средств на еду, одежду или школу для ребенка. Также есть опасное ощущение, что средний класс замещается мигрантами — и это причина роста националистических настроений в Европейском союзе».

Похожие акции уже прокатились по всей Европе. Самые массовые — во Франции. После нескольких месяцев протестов люди не собираются уходить с улиц, пока не добьются своего, как бы жестко их не разгоняли. На каждую новую атаку при столкновениях с полицией в толпе все громче слышно одно: «Макрон, уходи!».

Читайте также