В Москве и Петербурге проведут экологический эксперимент

07.03.2019, 17:13

Видеосюжет: Михаил Плахотник
Видео программы «Сегодня»

Две российских столицы предлагают разделить на экологические зоны. Такая практика давно существует в Европе, а в будущем это может коснуться и других крупных российских городов. Суть в том, чтобы ограничить въезд в центральные и особо густонаселенные районы автомобилей, не отвечающих современным экологическим требованиям.

В России сегодня 43 миллиона автомобилей, если считать только легковые, официально зарегистрированные. Больше половины из них сделаны в то время, когда нормы по вредным выбросам были совсем другими, а то и вообще отсутствовали. Такое автонаследие ежедневно чадит и травит россиян, уверяют экологи.

Роман Пукалов, директор природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль»: «Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является именно автотранспорт. Для Москвы, например, это 94% от всего объема загрязняющих веществ атмосферу».

Речь не только о Москве и Санкт-Петербурге, но и о Челябинске, Красноярске, Иркутске — о большинстве крупных городов страны. Даже в напичканном промышленными предприятиями Красноярске на машины приходится 50% выбросов. В Совете по правам человека решили, что пора отстоять право горожан на чистый воздух.

Евгений Бобров, заместитель председателя Совета по правам человека при президенте РФ: «Нужно внести изменения в законодательство, чтобы в мегаполисах определить зоны, где будет запрет на въезд старого транспорта, проще говоря, автохлама, к которому относятся все транспортные средства старше. 13–15 лет».

Начать эксперимент планируют с Москвы и Петербурга. Местные власти решат, куда именно, в какие зоны города не пускать дымное наследие прошлого. Штрафовать хотят при помощи дорожных камер. Критерий — экологический стандарт ниже «Евро-4», появившийся еще в 2005 году. Если отсечь от центра такие машины, по словам экспертов, угарного газа горожанам достанется на 15% меньше.

Автомобилисты — такие же горожане, как и пешеходы. Они за экологию и, конечно, против пробок, но для многих из них такие старушки начала 90-х — единственный автомобиль в семье. Что получается, на нем нельзя будет въехать в город? Придется продавать, брать кредит? Или есть еще варианты?

Перед тем как варианты искать, нужно понять а насколько вообще вреден ваш автомобиль, к какому экологическому классу он принадлежит. Но это вовсе не всегда просто.

Игорь Моржаретто, автоэксперт: «У нас огромное количество автомобилей, чуть ли не половина парка, вообще непонятно к какому классу принадлежит. У нас только с 2011 года поэтапно вводили в документах графу „экологический класс“. До 2011 года вообще не писали».

Загоняем старушку-ласточку на техосмотр, там измеряют уровень выбросов. Может выясниться, что прибор не позволяет выяснить класс, но выяснить и вписать его в документы все же можно — экспертиза стоит от 3 до 5 тысяч. Если новые правила примут, то для хозяина старой машины такие траты будут бесполезны — она все равно не сможет проехать в центр города, а таких авто больше, чем кажется.

Азат Тимерханов, руководитель направлений аналитического агентства «Авторстат»: «В целом по России то у нас, например, каждый четвертый автомобиль, то есть 25%, имеет стандарт „Евро-0“». Таким автовладельцам в СПЧ советуют не ездить в центр города, менять машину, а лучше и вовсе от нее отказаться.

Евгений Бобров, заместитель председателя Совета по правам человека при президенте РФ: «Нужно пользоваться более экологичными видами транспорта».

Пока неизвестно, когда и как именно начнет работать новое правило и каков будет штраф. Окончательный законопроект планируют разработать к октябрю, так что пока в центр Москвы и столицы Северной можно заезжать на любом раритете.

Читайте также