Воевать — так по-большому: «Армату» снабдили туалетом

07.03.2019, 15:07

Фото: РИА Новости © 2019, Наталья Селиверстова

Конструкторы танка «Армата» оборудовали машину санузлами. До сих пор российские танки были без удобств.

Отсутствие удобств при необходимости долго находиться в боевой машине — одна из проблем службы танкистов. Вода и сухой паек в танках и БМП обычно есть, но установить туалет в машинах часто невозможно: не хватает места.

По словам Ильи Баранова, директора по качеству и информационным технологиям Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, танки на платформе «Армата» стали первыми российскими боевыми машинами, в которых удалось установить так называемые СЖО — средства жизнеобеспечения — и решить эту проблему.

По его словам, машины на платформе «Арматы» изначально были рассчитаны на длительные боевые задачи, поэтому без удобств для экипажа обойтись было нельзя, передает ТАСС.

Напомним, новый российский танк Т-14 «Армата» впервые был представлен публике на репетиции парада Победы 2015 года. Новейшая машина оборудована необитаемой башней, активной и динамической защитой, дистанционно управляемым боевым модулем с мощной пушкой и автоматической системой перезарядки. Государственные испытания танка должны начаться уже в этом году.

В мире есть всего несколько моделей танков и БМП, в которых предусмотрены туалеты. Так, в британском танке «Челленджер 2» емкости для отходов находятся прямо под сиденьями и герметично закрываются. В полу под емкостями есть отверстия, из которых отходы сливаются прямо на землю под танком. В танке также есть система кондиционирования воздуха.

В израильском танке «Меркава 4» тоже есть туалет, но он представляет собой съемный модуль. Танк считается одним из самых защищенных в мире в том числе потому, что танкистам не нужно выходить из машины в подобных случаях.

Небольшой туалетный модуль под сиденьем также есть в БМП «Боксер» совместного производства Германии и Нидерландов.

Впрочем, военные говорят, что предпочитают без крайней нужды не пользоваться туалетами в танках, чтобы не портить воздух внутри машины и не садиться на унитаз прямо перед командиром и другими членами экипажа.

В середине XX века конструкторы танков НАТО предлагали решать проблему санузлов с помощью одноразовых емкостей, которые потом можно было загрузить в пушку танка и выбросить с помощью слабого выстрела. Однако метод вызвал вопросы, не станут ли такие «снаряды» аналогом биологического оружия. В итоге от идеи отказались. Несколько лет назад подобную технологию предложил российский изобретатель, однако его разработкой в армии так и не воспользовались.

Проблему санузлов вынуждены решать также конструкторы военных самолетов. Емкости для отходов были предусмотрены уже в бомбардировщиках времен Второй мировой войны. В советских самолетах устанавливали специальные герметичные бачки для каждого пилота, однако они были довольно неудобными, могли замерзнуть на большой высоте или протечь. Самые современные российские военные самолеты, например Су-34, уже оборудованы складными биотуалетами.

Читайте также