Шедевр фламандской живописи из Александро-Невской лавры отправился на музейные гастроли

25.02.2019, 21:18

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Картину Якоба Йорданса «Оплакивание Христа» сегодня сняли с рамы и перевезли из Свято-Троицкого собора на выставку в Эрмитаж. Трехметровое полотно пробудет в главном музее Петербурга до 25 мая. Затем холст отправится в Москву, в музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Как передает корреспондент НТВ Юлия Олещенко, этот шедевр фламандского барокко ранее уже покидал стены лавры. В XIX веке — для реставрации и в середине 1930-х годов, когда отсюда вывезли практически всю коллекцию религиозной живописи. Но на выставку из Александро-Невской лавры полотно Якоба Йорданса, действительно, уезжает впервые.

Без «Оплакивания Христа» (самой монументальной из хранящихся в России работ Йорданса) невозможно представить персональную экспозицию художника. Холст украшал собрание берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского — первой крупной коллекции, купленной Екатериной II в 1764 году.

И именно эта картина тогда оказалась самой дорогой — стоимостью в 8 тысяч императорских талеров. Сейчас ее выезд потребовал страховки на несколько десятков миллионов рублей и присутствия вооруженной охраны.

Больше, чем просто картиной, это живописное изображение эпизода из Страстного цикла стало в 1794 году. В числе прочих эрмитажных шедевров «Оплакивание Христа» было пожертвовано императрицей только что построенному собору Александро-Невского монастыря. Впервые храм наполняли не иконами, а живописью. То есть холсты пусть и великих мастеров здесь обретали новый статус молитвенного образа.

Первоначально в каталоге берлинского собрания «Оплакивание Христа» именовалось «Снятием с креста» и приписывалось Рубенсу. Атрибутировать его как работу кисти Йорданса удалось всего лишь 20 лет назад.

Нынешние светские гастроли музейщики также надеются использовать для разгадки оставшихся тайн. Например, происхождения шва в верхней части картины. По одной из версий, ее надставили и дорисовали, чтобы гармоничней вписать в убранство собора. По другой, размеры холста изменил еще в XVII веке сам автор. Глубина исследований во многом определит общее самочувствие шедевра, провисевшего столько лет в спартанском по сравнению с музейным климате.

Читайте также