Мячи для чемпионов

04.01.2011, 08:12

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

В Харькове возобновили производство футбольных мячей — некогда знаменитое на весь Советский Союз. Причем делают эти мячи вручную и по заказу российских клубов.

В Харькове возобновили производство футбольных мячей — некогда знаменитое на весь Советский Союз. Причем делают эти мячи вручную и по заказу российских клубов.

Корреспондент НТВ Ольга Чернова ознакомилась с технологией.

Людмила Шпилька, шорник: «Вот мы шьем одну половинку, потом вторую, а потом вместе их сшиваем».

Футбольные мячи Людмила Шпилька шьет 18 лет. В советские времена работала на Харьковской фабрике «Динамо», которая снабжала кожаными мячами полстраны. В 90-е годы производство закрыли. Когда недавно группа энтузиастов решила возродить своими силами в Харькове выпуск спортивных мячей, бывшие специалисты фабрики сразу взялись за работу.

Конечно, рассуждают харьковчане, до Пакистана, где на экспорт делают 40 миллионов мячей в год, Украине далеко, поэтому пока планируют держать ориентир не на количество, а на качество и внешний вид мяча. К примеру, такой — с портретами футболистов команды «Зенит». Мячи по заказу чемпионов России натирают до блеска. Это уже тысячный мячик, сшитый вручную специально для российского футбольного клуба.

Валентина Павлова, сборщица кожевенных изделий: «Появляются новые мячи — и вдохновение у нас другое. Каждый раз, когда приходит новый заказ, нам приятно его выполнять».

Сборщицы мячей признаются: в футболе не разбираются, но знают точно, что от их работы тоже зависят красивые голы. Когда они шьют и проверяют мяч на идеальность траектории, представляют, как он полетит в ворота.

Светлана Билан, сборщица кожевенных изделий: «Он должен быть со всех сторон абсолютно круглый. Если он кривой, то он может лететь не туда, куда надо».

Харьковчане долго экспериментировали с красками и материалами для мячей. Свою технологию запатентовали и решили создавать мячи не только для футболистов, но и для шахтеров, дошколят, моряков, одноклассников, туристов, в общем, на все случаи жизни.

Пётр Славин, руководитель предприятия по производству спортивных мячей: «Мы решили этим мячам дать лицо конкретное, определенное».

Лицо или лица дошивают на каждую деталь будущего мяча.

Виктор Манжос, учредитель предприятия по производству спортивных мячей: «Изображения были недолговечными, они выцветали, они и могли смываться. Они не передавали оттенки. А мы это все доработали, и теперь сувенирный мяч — это, можно сказать, произведение искусства».

К Новому году был сделан заказ на футбольные мячи в виде елочных шаров. В Харькове осталось 20 рукодельниц, которые знают все секреты создания футбольных мячей. Чтобы сшить 32 дольки стандартного мяча, необходимо три-четыре часа. Над созданием большого сувенирного мячика мастерицы трудились два дня.

Сейчас харьковчане разрабатывают проект самого большого футбольного мяча в мире. С каким лицом будет новый мяч-гигант, пока секрет.

Читайте также