Третьи сутки в пролете

28.12.2010, 19:01

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

Столичные аэропорты уже третьи сутки на осадном положении. Из-за непогоды и плохой организации работы аэровокзалов тысячи пассажиров оказались заложниками ситуации.

Столичные аэропорты уже третьи сутки на осадном положении. Из-за непогоды и — уже очевидно — плохой организации работы аэровокзалов тысячи пассажиров в преддверии новогодних праздников оказались заложниками ситуации. И если еще в воскресенье и понедельник самая сложная обстановка была в Домодедово, где в результате стихии происходили перебои с электричеством, то сегодня коллапс уже в Шереметьево.

Своего вылета пассажиры ждут сутками — многие еще с 26 декабря. В аэропорту постоянные проблемы с едой и водой. Многие — по крайней мере, москвичи — могли бы уехать домой и там переждать задержку рейса, но, что самое ужасное, невозможно получить никакой информации, насколько задерживается самолет, когда он полетит и полетит ли вообще.

Корреспондент НТВ Роман Соболь передает из Шереметьево.

Пассажиры, летающие часто, знают: если задерживается один или два рейса, наши авиакомпании с этим научились справляться, пусть не сразу появляются талоны на питание, места в гостиницах Но если таких рейсов 200 — все, коллапс. Ощущение, будто зависают не только электронные табло, но и люди из администрации аэропорта.

К вечеру Шереметьево, кажется, выходит из ступора. Но еще утром здесь творилось что-то невообразимое. Среди прочно застрявших между небом и землей пассажиров был и Павел Селин, ведущий программы «Последнее слово» на «НТВ». Он снял мини-репортаж мобильным телефоном.

Павел Селин, ведущий ток-шоу «Последнее слово» на НТВ: «То, что здесь творится, можно назвать полным коллапсом и хаосом. Люди по несколько суток не могут не то что улететь отсюда — получить информацию о своих рейсах. И то, что происходит на табло, не иначе как цирком, извините, назвать невозможно».

Отчаявшиеся люди стучат об пол ящиками, в которые складывают одежду на досмотре. Если ящик ломается, берут новый, но достучаться до сотрудников аэропорта не получается. У них самих никакой информации нет.

— Скажите, пожалуйста, сегодня у нас есть шанс улететь?
— Без понятия.

В полной неразберихе трудно понять, где правда, а где — вымысел. Турист из Германии летел через Москву транзитом. У него впереди — несколько стыковочных рейсов, а теперь все рухнуло. Язык отчаяния в переводе не нуждается.

Пассажир: «It’s catastrophe!»

Министерство транспорта призывает граждан не рисковать. Если есть шанс добраться поездом, например в Санкт-Петербург, лучше выбирать поезд на земле, чем самолет в небе. Транспортная прокуратура начала проверку, но найти виновных будет не просто. Администрация Шереметьево во всем винит «Аэрофлот», авиакомпания обвиняет погоду и поставщиков.

Роман Генис, руководитель пресс-службы аэропорта Шереметьево: «Аэропорт функционирует в абсолютно нормальном режиме, у нас достаточное количество реагентов для противообледенительной обработки перронов, взлетно-посадочных полос. Одни авиакомпании обслуживают сам аэропорт Шереметьево в лице своих соответствующих подразделений. Другие авиакомпании, в том числе и „Аэрофлот“, обслуживается силами ООО „Аэрофлот“. Вот как раз с рейсами „Аэрофлота“ возникли проблемы, поскольку достаточно большая их часть была перенесена или отменена».

Андрей Согрин, представитель авиакомпании «Аэрофлот»: «Так получилось, что немецкая компания-поставщик — наш основной поставщик жидкости для обработки самолетов перед полетом — очень серьезно задержала нам определенное количество груза, передала его европейским авиакомпаниям, которые тоже находятся в схожих ситуациях.

Соответственно, это, конечно, тоже осложнило нашу работу, но мы справились, мы решили ситуацию. Мы планируем сегодня войти в расписание. Мы убеждены, что за сегодня проблему решим».

Действительно, взлет обледеневшего самолета — смертельный риск. Безопаснее остаться на земле, вот только пассажирам хорошо бы объяснить, что происходит. На несколько лайнеров, все-таки поднявшихся в небо, не успели погрузить еду — только воду. А если рейс дальний, а если пассажир просидел в аэропорту трое суток?

— Что можно на эти деньги здесь съесть?
— Борща тарелку, немножко мяса, немножко гречки
— На 490 рублей?
— Да
— Вы сколько часов уже ждете?
— Двое суток

Мы прошлись по шереметьевским кафе и, любопытства ради, записали некоторые цены. Покупать, правда, ничего не стали — дороговато. Но судите сами: простая булочка с сыром или курицей — 235 рублей, сэндвич посерьезнее — уже 435. Горячее — минимум 700. Простая минералка — 90, «Кола» — 115. Если вы летите с ребенком, то самый маленький рожок мороженого стоит 100 рублей.

В общем, завтрак, обед или ужин туриста начинается от 500 рублей и до бесконечности. Зависит от аппетита и от времени вынужденного сидения в аэропорту.

В Домодедово сейчас находится корреспондент НТВ Егор Колыванов.

Сейчас я нахожусь внутри терминала Домодедово. И буквально несколько минут назад получил совершенно свободно и бесплатно бутылку воды. Как вы можете видеть, это могут сделать практически все желающие. Хотя проблемы с водой и едой в Домодедово, действительно, были, особенно у тех пассажиров, кто уже прошел регистрацию, оказался в так называемой стерильной зоне.

По их словам, если 26 числа бутылка воды стоила 50 рублей, то на следующий день продавцы задрали цену, и она уже стоила 200 рублей. По словам некоторых пассажиров, за пару дней ожидания на еду и воду они потратили едва ли не столько же, сколько на сами авиабилеты.

Как только в Домодедово заработала фабрика питания, лоточки из фольги с горячей едой стали раздавать пассажирам. Правда, есть жалобы, что на всех не хватало.

Днем съемочная группа НТВ зафиксировала случай вопиющей наглости: спекулянты пытались перекупить машины с бесплатной водой, которую заказала администрация аэропорта.

Сотрудник компании — поставщика воды: «Пришли какие-то люди и попытались купить у нас эту воду, чтобы мы, соответственно, не занимались реализацией».
Корреспондент: «То есть они говорили: не надо бесплатно раздавать?»
Сотрудник компании — поставщика воды: «Да, не надо бесплатно, давайте мы у вас купим».

Пассажиры буквально штурмовали стойки регистраций «Трансаэро» и S7. У этих авиакомпаний — самые большие проблемы с отправкой пассажиров. Если аэропорт, как утверждает администрация, свою работу сегодня восстановил полностью, то авиаперевозчики до сих пор пытаются наладить рухнувший график полетов.

Было несколько стычек и драк. В ответ на это в терминале была запрещена продажа алкоголя.

Пассажир: «Вечером уже ничего не было практически, и за, допустим, легкий ужин мы платили по полторы тысячи. То есть я реально истратил больше денег, чем на билеты».

К вечеру в аэропорту все еще ожидали своего вылета 6 рейсов за 26 декабря и 17 — 27 декабря. В первую очередь старались отправлять самолеты, способные взять на борт максимальное количество людей.

Елена Галанова, пресс-секретарь аэропорта Домодедово: «По состоянию на 16:00 мы выпустили 130 бортов, приняли 125 бортов. Таким образом, наш суточный план в 350 рейсов будет выполнен, даже перевыполнен, что позволит нам минимизировать задержки, выпустить всех тех, кто хотел улететь за эти три дня».

За сегодня Домодедово приняло 125 и отправило 130 рейсов. В некоторых случаях опоздание составляло 120 минут, в каких-то — 4–6 часов. На всякий случай в авиакассах началась продажа железнодорожных билетов.

Читайте также