Кража картины Куинджи: к безопасности российских музеев возникли вопросы

03.02.2019, 20:23

Видеосюжет: Андрей Гордеев
Видео программы «Итоги недели»

Кража картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» стала ударом по репутации всех российских музеев. Самое страшное, что похищение вряд ли было хитрой аферой, все было криминально глупо.

Несколько минут и несколько часов — в таких временных рамках теперь описывают похищение и поиск самой известной теперь в стране картины Куинджи. Вечером в воскресенье молодой человек снял полотно со стены и ушел с выставки. А утром в понедельник группа захвата задержала похитителя в его подмосковной квартире. Картину нашли на стройке неподалеку.

Из Петербурга в Москву экстренно приехал директор Русского музея — похищенная работа из его собрания. Он опроверг заполонившие интернет слухи о том, что вернувшийся Куинджи ненастоящий. Картина хотя и незначительно, но повреждена. Однако решено поместить под стекло и снова выставить в зале. Многочасовое стояние в очереди у Третьяковки приобретает дополнительный смысл.

Картины справа и слева были дополнительно закреплены на стене, а эта работа — нет. То есть первой линии защиты не существовало вовсе. Вторая — это смотрительница. Она заметила вора, но растерялась и не подняла шум. Следующий этап — охранник, который смотрел в другую сторону. И, наконец, последний рубеж — сотрудник Росгвардии на выходе из музея. Его не оказалось на месте, пошел разбираться с другой кражей — из гардероба увели чью-то шубу. А дальше картина была уже на улице. Тем удивительнее, что в ответе за преступление, едва не ставшее кражей века, одна лишь смотрительница — ей молниеносно указали на дверь. И тем невероятнее звучат объяснения директора Третьяковки.

Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи: «То, что произошло — это результат и одно из следствий невероятной востребованности музеев сегодня. Огромное количество людей, которые приходят в наши залы на наши выставки».

Дошло до того, что Зельфира Трегулова предложила досматривать посетителей не только на входе, но еще и на выходе. И если для любителей искусства эта идея оскорбительна, то для специалистов по безопасности — просто смешна. Бывший замначальника антикварного отдела давно предупреждал, что подход к охране музеев надо менять. И дело тут совсем не в досмотрах.

Алексей Кисточкин, бывший замначальника отдела по борьбе с кражами антикварных ценностей МУР: «Должна быть специальная подготовка в плане выявления правонарушителей с точки выявления аспектов поведения. По каким-то вербальным признакам выявлять людей, которые пытаются что-то совершить. Важный аспект технический — это датчики, то, что во всем мире давно применяется. Это лазерные контуры, которые не позволяют приблизиться к произведению».

У большинства российских музеев нет ни современных хранилищ, ни, как выясняется, надежной защиты. Нет и электронной системы учета экспонатов. Так стоит ли удивляться, когда они теряются? Вряд ли оставшиеся с советских времен книги учета поспевают за временем. А последняя всероссийская проверка музейного фонда проводилась 9 лет назад. Поводом для нее стали хищения ценностей в Эрмитаже. Многие украденные тогда экспонаты так и не вернулись в коллекцию музея.

Читайте также