Отреставрированные лица с горельефа в центре Москвы испугали горожан

29.01.2019, 17:26

Видеосюжет: Алина Репина
Видео программы «Сегодня»

Давно умерший венский архитектор Август Вебер удивился бы, узнав, по какому поводу сейчас его вспоминают в российских соцсетях. В конце XIX века он построил в Сверчковом переулке огромный доходный дом. Из недавних фотографий этого здания москвич Роман Попов сделал фотоколлаж, который пользователи как только их не называют: «В Instagram, в зеркале, в жизни», «Красотка и ее страшные подруги».

Недавно Попов, как обычно, отвел дочку на занятия кружка, пока та занималась, гулял по центру с фотоаппаратом. Странных дам на фасаде он разглядел только дома, когда стал обрабатывать снимки.

Роман Попов, москвич: «Это как в фильме, когда герой снимает свет и парк, а потом оказывается, что он случайно заснял убийство».

Всего на трех фасадах 13 горельефов. Благородный вид сохранила лишь половина, у остальных то ног нет, то головы, то черти что вместо лица. Разглядеть горельефы с тротуара действительно сложно — они небольшие, где-то метр высотой, и украшают окна третьего этажа. Чтобы заметить неладное, нужно приглядываться и знать, что искать. Неудивительно, что даже люди, работающие в этом доме годами, ничего подозрительного не замечали

Но какой же хирург сделал пожилым девам столь неудачную пластику? Не те ли мастера, что божественно преобразили Меркурия на Мясницкой улице? Или, может, те, что превратили петербургскую прекрасную нимфу в, как ее окрестили, «степную бабу»? А, может, это те же нижегородские умельцы, что опустили во всех смыслах на дно мозаичного пловца из дома физкультуры?

Старожил и краевед Валентин Карелин говорит, что над сверчковскими девами потрудились сразу два поколения ремонтников. Сначала в 70-е, когда дом надстраивали, скульптуры выборочно обезглавили. В здании тогда находился крупнейший в Москве винный склад. Как тут голову не потерять и девам, и рабочим.

Валентин Карелин, краевед: «Я все думал, как это можно сделать случайно? Ведь их здесь — раз, два, три, четыре. Я думаю, это была разудалая бригада. Один сказал: ну, Петрович, давай рубить. Ну и сделали, круто же, развлечение».

А 3 года назад ремонт затеял новый арендатор — российская нефтяная компания. Хотели как лучше, а получилось…

Валентин Карелин: «Это были обычные штукатуры, маляры. Никакие не реставраторы. Я говорил прорабу: что ж вы делаете, цементом замазываете сбитые лица, здесь же реставрация нужна! Ответ был простой: это не по нашей части».

Пока непонятно, что будет дальше с каменными девами. В департаменте культуры Москвы сообщили, что здание памятником культуры не числится, следовательно, забота о нем на совести арендатора. Надежда, впрочем, есть — Меркурия на Мясницкой восстановили профессиональные реставраторы на безвозмездных началах.

Читайте также