Археологи обнаружили небоскреб от Растрелли

23.12.2010, 18:26

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге решают, стоит ли возводить колокольню Смольного монастыря высотой более чем в 150 метров.

На площади Растрелли завершились археологические работы, результатом которых может стать появление в городе новой высотной доминанты. Специалисты откопали фундамент колокольни Смольного монастыря, которая была задумана архитектором высотой в полторы сотни метров, а, по некоторым данным, и выше. Но проект не был осуществлен. В городе развернулась бурная дискуссия на тему, стоит ли реализовать планы Растрелли сейчас.

На месте раскопок побывал корреспондент НТВ Константин Борошнев.

О планах архитектора Растрелли по созданию первого российского небоскреба современным исследователям было известно давно. Об этом свидетельствуют и архивные записи, и макет предполагавшейся постройки. Он сейчас в Академии художеств. Но только раскопки на месте строительства у Смольного собора позволили наглядно удостовериться в амбициозности замысла итальянского зодчего.

Проектировал Растрелли фактически новую архитектурную доминанту имперской столицы. Выше шпиля Петропавловки и колокольни Ивана Великого в Москве. О размере колоссального сооружения сейчас можно судить даже по одной части его фундамента.

Наталья Соловьёва, руководитель группы охранной археологии Института истории материальной культуры РАН: «Крайняя северо-восточная пятка находится слева, вторая — справа. А те, что были с северо-западной и юго-западной части, они там, за ангаром, под землей».

Фрагменты, которые удалось раскрыть археологам и их размер, подтверждают историческую документацию — о колокольне в 140 метров. Есть и другие свидетельства современников, что постройка могла быть еще больше — под 170.

Макет будущего Смольного монастыря был создан еще до начала строительства. Он до сих пор считается образцом такого рода произведений декоративно-прикладного искусства. То, что сейчас видят посетители музея Академии художеств, — первоначальная задумка Растрелли. Впоследствии по настоянию императрицы Елизаветы Петровны зодчий изменил архитектуру и собора, и самой колокольни.

Семён Михайловский, ректор Санкт-Петербургской академии художеств: «Она такая очень сложная, и здесь много объемов. И еще в конце вверх поднимается своеобразная ракета».

Собор стал пятикупольным. Таким мы знаем его в настоящее время. А колокольню заложили с учетом доработок. Трудился над ее строительством чуть ли не весь мастеровой Петербург.

Игорь Гарбуз, научный сотрудник института истории материальной культуры РАН: «В данном случае это самый распространенный изразец с белой поливой XIX века. Но встречаются и более ранние, второй половины XVIII века. Это голландские изразцы с различными сюжетами того периода».

Исторических артефактов, как говорят археологи, — больше четырех тысяч единиц. Есть и кирпичи, и деньги, и курительные трубки. Другими словами, все приметы быта XVIII столетия. Все, кроме самой колокольни, так и не построенной из-за опустошения императорской казны.

Наталья Соловьёва, руководитель группы охранной археологии института истории материальной культуры РАН: «К окончанию Семилетней войны финансирование уменьшилось, естественно. И финансирование работ было снижено. Потом умерла императрица».

Елизавета Петровна мыслила Смольный монастырь своей уединенной резиденцией на старости лет, где могла бы покорно и мирно ждать смерти. Но скончалась она еще до отъезда Растрелли на родину и решения приостановить строительство. Сейчас археологи предлагают музеефицировать находки в память об императрице и том времени смелых и амбициозных архитектурных проектов.

Читайте также