В Театре Олега Табакова отмечают возрождение спектакля

24.01.2019, 03:59

Видеосюжет: Светлана Гордеева
Видео программы «Сегодня»

Спустя 29 лет на сцену «Табакерки» возвращается постановка, которая когда-то прославила этот театр на всю страну и даже на весь мир: культовая «Матросская Тишина» по пьесе Александра Галича.

В 1990 году пожилого еврея Абрама Шварца постановке сыграл молодой студент Владимир Машков. Теперь, будучи художественным руководителем Театра Олега Табакова, он вновь играет, возможно, лучшую свою роль. На пресс-показе побывала корреспондент НТВ Светлана Гордеева.

Это, конечно, не случайность, что премьера «Матросской тишины» в новой версии на сцене театра Табакова состоится в Международный день памяти жертв Холокоста — 27 января. В 1990 м году над этой пронзительной историей еврейской семьи, оказавшейся в пучине событий 1937 года и военных лет, под вечную музыку Брамса рыдали все зрители подвальной «Табакерки».

Роль пожилого кладовщика Абрама Шварца, пьяницы и невротика, досталась студенту: тогда еще никому не известному Владимиру Машкову. Для него она стала звездной: зрители отказывались верить, что перед ними не старик, а 24-летний выпускник театральной студии. Машков стал знаменитым, а спектакль — самым востребованным в репертуаре «Табакерки».

«Матросская Тишина» ушла со сцены театра в 1999-м, но несколько лет назад Олег Табаков решил возродить пьесу. А теперь Владимир Машков, возглавив театр своего учителя, выходит на сцену, чтобы спустя 29 лет встряхнуть «Табакерку» и вновь сыграть старого еврейского кладовщика, теперь уже почти равного ему по возрасту. И как оно вообще — получится?

Владимир Машков, худрук Театра Олега Табакова: «Я приближаюсь к возрасту своего любимого героя. Есть вещи, которые были для меня непостижимыми, когда мне было 23 года. А сейчас „некоторые знания умножают печаль“».

Зрители сопереживают затравленному одаренному музыканту Давиду и презирают его бездушного отца, а спустя полчаса сочувствуют несчастному старику и осуждают его эгоистичного сына-скрипача, который стыдится и отвергает отца в кровавом 1937 году ради карьеры. А еще чуть позже оплакивают всех, кто оказался пред лицом фашистского режима.

Театральные критики, нетерпеливые и любопытные, уже задаются вопросом, зачем нужна третья реинкарнация спектакля? Галич хотел обозначить начало оттепели. Табаков в 1990-х вынес вердикт нацизму и тоталитаризму, а в 2016-м заявил о том, что ксенофобия, приверженность идеологии и нетерпимость никуда не исчезли. Что хочет сказать повзрослевший Машков, который с ювелирной точностью перенес спектакль из 90-х?

Читайте также