Легендарному Ту-144 — полвека: история сверхзвукового чуда

28.12.2018, 17:44

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

Полвека назад на слуху всего западного мира была новость о «технологическом прорыве в авиации» и «победе советских конструкторов». С такими заголовками в 1968 году вышли газеты, посвященные первому полету сверхзвукового пассажирского Ту-144. Самолет поднялся на недосягаемую до этого высоту, а вместе с ним, казалось, и вся отечественная авиация. Почему мечты о регулярных полетах на сверхзвуковых лайнерах так и остались лишь полетом человеческой мысли?

На фоне машин-современников Ту-144 смотрелся гостем из будущего.

Сергей Авакимов, ведущий инженер-испытатель Ту-144: «Мы смогли достичь сверхзвука с пассажирами на борту. Он реально летал. Я на этом самолете за три часа долетал до Хабаровска».

Фактически конструкторское бюро Туполева заново изобретало самолет, сталкиваясь с неведомыми доселе задачами.

Александр Крупник, первый заместитель директора ЦКБ ПАО «Туполев»: «Это новые материалы, новые технологии, новые двигатели для подъема самолета на такую высоту. Самолет летал на высоте 18 км, так не летал никто».

Самолет опережал свое время. Он постоянно дорабатывался, каждый новый экземпляр отличался от предыдущего и обходился стране дорого.

Александр Пухов, главный конструктор Ту-144: «Наша страна, строго говоря, была не готова. Дело в том, что делали полеты на Дальний Восток — так со всей округи собирали топливо, свозили, чтобы собрать на обратную дорогу. Мы к эксплуатации не готовы».

Вдобавок в 1973 году произошла катастрофа в Ле Бурже, подорвавшая доверие к гражданскому сверхзвуку. Первый рейс с пассажирами состоялся лишь в 1977 году. Вылетев из Москвы, развив скорость 2300 км/ч, уже через два часа лайнер приземлился в Алма-Ате. Но регулярные рейсы продолжались лишь несколько месяцев. Жесткая посадка на испытаниях — и больше Ту-144 пассажиров не возили.

Вторую жизнь одному из Ту-144 дали в 1994 году. Совместно с NASA самолет переделали в летающую лабораторию. Тогда за штурвал садились не только российские, но и американские пилоты.

Роберт Риверс, летчик-испытатель NASA: «Самолет был очень стабильным в полете, а этого очень сложно добиться, чтобы он был одинаково хорош на сверхзвуке и малых скоростях».

Судьба Ту-144 — яркая страница в истории авиации, которую перелистнули слишком быстро. Но без него не было бы ни новых стратегических бомбардировщиков, ни огромного задела на будущее. Это красивый символ того, что для человека нет ничего невозможного.

Читайте также