Дети выбирают школьных миротворцев

08.12.2010, 10:08

Видеосюжет: Максим Березин
Видео программы «Сегодня»

В Ставропольском крае проходят выборы в школах и интернатах. Голосуют дети.

В Ставропольском крае проходят выборы в школах и интернатах. Голосуют дети. В каждом учебном заведении появится человек, который станет защищать их права. Опросы показывают, что дети в кандидатах в первую очередь ценят отзывчивость и доброту. Корреспондент НТВ Максим Березин следил за выборами.

К первым в своей истории выборам в детском доме №31 готовились по-взрослому. В библиотеке собралась избирательная комиссия, председатель и несовершеннолетние наблюдатели, взявшие под охрану урну для голосования.

Это напоминает игру в выборы, но от их результатов здесь зависит важный момент: кто именно из баллотировавшихся преподавателей получит официальный статус правозащитника детского дома.

Масштабный правовой эксперимент Министерство образования Ставропольского края проводит в 85 учебных заведениях — в детских домах, школах и интернатах. В рамках проекта дети получили возможность самостоятельно выбирать среди учителей и родителей защитника своих законных прав.

Голосуют, как показали подсчеты, даже не за самого авторитетного, а за самого любимого преподавателя. На выборах в детском доме побеждает учительница, работающая всего лишь третий год.

Лилия Стибнёва, директор санаторно-курортного детского дома №31 г. Кисловодска: «Выборы демократичные, то есть кампания проходила так, что каждый воспитанник имел право голоса. Проходили собрания детей, на которых они определяли своих кандидатов».

Правозащитника, получившего официальное удостоверение, теперь вряд ли обвинят в педагогическом самоуправстве. Любые спорные вопросы омбудсмен, согласно правилам эксперимента, решает совместно с детьми, особенно если конфликты касаются наболевшей проблемы — отношений ученика и учителя.

К помощи директора школьные миротворцы прибегают только в самых крайних случаях. Эксперимент начался сравнительно недавно, и пока сложно понять, как школьные омбудсмены защищают права детей на практике.

К примеру, чтобы помирить учеников после обычной драки, уполномоченный по правам ребенка, кажется, особо не нужен, с этим, как правило, справляются и рядовые учителя. Наверное, поэтому авторами проекта заявлено, что омбудсмен в стенах школы обязан в первую очередь предотвращать любые конфликты. Как этого добиться, подробно не разъясняется.

Педагог Нина Румянцева, победившая на выборах, быстро набрала себе команду надежных помощников. В основном это сознательные старшеклассницы, научившиеся ловко гасить волнения среди сверстников.

Екатерина Васильева: «У нас маленький класс, всего 18 человек, и последние два года, так как сформированы 10-е и 11-е, мы осознаем, что нам нужно только дружить».

За успехи на поприще молниеносных примирений в младших классах Екатерину уже назначили президентом ученического управления. Для несовершеннолетней школьницы просто блестящая карьера.

Нина Румянцева, уполномоченный по правам ребенка в школе №1 г. Михайловска: «Наказание, наверное, в беседе, предупреждении и в замечании самих ребят. Я считаю, что суд детей — это самый суровый суд. Страшно, когда у ребенка падает авторитет среди своих сверстников».

Ученикам в этом образовательном эксперименте действительно отводится одна из главных ролей. В каждой школе, где есть омбудсмен, созданы детские комиссии. Участвующие в них подростки в идеале должны уметь мирно разобрать любую проблему, причем без вмешательства взрослых. Учить этому детей придется как раз школьным правозащитникам.

Читайте также