Запоздалые уступки французских властей не остановили бунт «желтых жилетов»

17.12.2018, 10:54

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

Масштабные протесты прошли в минувшие выходные в Париже. «Желтые жилеты» вновь штурмовали Елисейские поля. Активисты демонстрируют невероятное упорство. Марши, митинги и столкновения с полицией продолжаются больше 5 недель. Протестующие требуют отставки Эммануэля Макрона, а французская и европейская пресса пытается найти тех, кто стоит за уличными волнениями.

Когда возможных погромов уже не боятся крупнейшие универмаги Парижа, прекрасно понимая, что предновогодняя выручка в разы больше ущерба от битых витрин, когда полиция зачищает Елисейские поля слезоточивым газом и водометами, когда президент Макрон делает запоздалые, но все-таки шаги навстречу протестующим, «желтые жилеты» все равно не сдаются.

Силван Рабант, участник протестного движения «Желтые жилеты»: «Нет, нет, он манипулятор. Он хорошо выучил строки для своих речей. В нем нет ни капли искренности, поэтому мы не хотим его. Вот и все».

Акции протеста во Франции — не редкость. Как только власти здесь еще только собираются нарушить социальные права трудящихся, те тут же выходят на улицы, но больше 40 лет, со времен генерала Шарля де Голля, никто в открытую здесь не требовал отставки президента. Нынешняя власть удивляется, как вообще все это возможно, и тут же начинает искать виноватых.

Ален Ланфан, профессор университета Paris Nanterre, участник протестных движений 1968 года: «Это просто почва для различных теорий заговора на международном уровне. Не хочу сказать, что они кем-то специально создаются, но я более чем уверен, что это происходит по причине того, что никому не хочется искать реальных объяснений. Я думаю, во многих государствах это понимают, и власти спешат обвинить во всем руку иностранцев».

И снова во всем винят русских. Только на этот раз на помощь французам в поисках внешнего врага пришли британцы. The Times заявляет, что 600 аккаунтов в Twitter, которые якобы пропагандируют взгляды Кремля, начали сосредотачиваться на Франции, расширяя использование хештега #giletsjaunes. В BBC пошли еще дальше и накануне вынуждены были признать подлинность переписки своего журналиста Ольги Ившиной с неким российским коллегой, от которого она пыталась узнать, имеет ли Россия какое-то отношение к акциям в Париже. Отрицательный ответ ее не удовлетворил, после чего женщина предположила, «может, русский бизнес наваривается на этом сейчас хорошо». По словам журналистки BBC, ей нужно «найти углы», чтобы доказать вмешательство РФ, так как «редакция требует крови». Сами «желтые жилеты» на все эти обвинения реагируют однозначно.

Тьерри Валлет, один из лидеров движения «Желтые жилеты»: «Мы видим русское участие повсюду. Тем самым можно сказать, что это президент Путин руководит движением „Желтые жилеты“. Это Путин повлиял на выборы американского президента. То есть и к отставке Макрона приведет Путин. На мой взгляд, тут наблюдается синдром… я даже не знаю, как его назвать, не могу подобрать слова».

Самое любопытное, что до последнего времени у «желтых жилетов» не было лидера. Да, были активисты, которые появлялись на радио и телевидении, но не было единого координационного центра. Отсюда во многом разговоры о том, что протестующими руководят извне, ими манипулируют. В минувшую субботу лидеры появились.

Их зовут Присцилла Людоски и Максим Николь. Максим — исторически французское имя. На площади перед Парижской оперой они озвучили главное требование протеста — призвали власти внести в конституцию положение о проведении референдума гражданской инициативы.

Присцилла Людоски: «Движение „Желтые жилеты“ трясет Францию уже целый месяц. Это движение не принадлежит никому и в то же время принадлежит всем. Это самовыражение людей, которые за последние 40 лет были лишены всего, что бы позволило им поверить в лучшее и великое будущее».

Премьер министр Франции заявляет, что «дебаты о референдуме мы организуем по всей Франции», добавляя, что «мы ошибались, мы недостаточно слушали французов». Значит, все-таки здесь не рука Москвы.

Читайте также