В озере Моно нашли странную бактерию

03.12.2010, 10:13

Видеосюжет: Анна Шматова
Видео программы «Сегодня»

В вулканическом озере в Калифорнии выловили научную сенсацию — форму жизни, которая великолепно чувствует себя в невыносимых для других организмов условиях.

В вулканическом озере в Калифорнии выловили научную сенсацию — форму жизни, которая великолепно чувствует себя в невыносимых для других организмов условиях, потому что устроена не так, как вся остальная жизнь на Земле. Анна Шматова узнала подробности. Репортаж НТВ.

Жизнь есть способ существования белковых тел. Все мы помним это еще со школьной скамьи. А все без исключения белки состоят из шести незаменимых, обязательных химических элементов — углерода, водорода, азота, кислорода, серы и фосфора. И никак иначе. Во всяком случае, альтернативных вариантов не встречалось.

Жизнь зависит от этих шести веществ, поэтому может существовать только в условиях, подобных земным. Так считали абсолютно все ученые до тех пор, пока ничтожный микроб не вышиб краеугольный камень из фундамента биологии.

Фелиса Вольф-Саймон, астробиолог: «Сегодня я хочу представить вам Джи-эф-эй-джей-1 (GFAJ-1). Это не маленькая картошка, как вам могло показаться. Мы любя называем этих бактерий жучками. С виду — обычная галомонада, но она делает кое-что совершенно необычное».

Странную бактерию нашли в странном месте. Астробиологи НАСА (NASA) изучали калифорнийское вулканическое озеро Моно, где выживет редкий микроб. Вода там щелочная, словно отбеливатель, и в ней содержатся огромные концентрации мышьяка.

Одного из стойких обитателей озера ученые решили подвергнуть еще более суровому испытанию и поместили в раствор, где был только мышьяк, а например, жизненно важного фосфора не было вовсе.

Исследователи были уверены, что бактерии вскоре погибнут, но к своему изумлению обнаружили, что микроорганизмы в токсичном бульоне не только остались живы и здоровы, но и, что называется, взяли что дают, встроив мышьяк в свою ДНК как раз на место фосфора.

Один из незаменимых кирпичиков оказался вполне заменим. А если незаменимых у нас нет, то рамки дозволенного для живых существ значительно шире, чем представляла наука. Жизнь может оказаться там, где прежде считалась невозможной.

Например, та самая бактерия, в клетках которой роль фосфора исполняет мышьяк, благодаря его свойствам может замечательно себя чувствовать на смертельно холодных окраинах Солнечной системы, хотя бы на ледяном Титане, спутнике Сатурна.

Раньше альтернативной биохимией занимались в основном фантасты, выдвигая гипотезы, например, о кремниевых формах жизни, над которыми серьезные ученые скептически посмеивались. Теперь научному сообществу не до смеха, ведь биологам придется заново отвечать на вопрос о том, что, собственно, они изучают, что такое жизнь и какой она может быть.

Фелиса Вольф-Саймон, астробиолог: «Если существует микроорганизм, который может функционировать принципиально иначе, чем все прочие, это означает, что могут быть и другие формы жизни и на Земле и в совсем иных условиях за ее пределами. Это означает, что мы открыли дверь в бездну. Миллионы вопросов о том, что еще мы можем искать и что еще мы можем найти».

Читайте также